«Я думала, что когда инопланетяне высадятся, они увидят всех этих неполноценных людишек, а затем увидят людей в инвалидных колясках, и они, по-видимому, скажут: это короли и королевы, потому что у них есть особенные рампы, им не нужно вставать». Это говорит Фиона (Вера Фармига) — героиня фильма «Услуга за услугу» (Quid pro quo). Инвалидные коляски, паралич, травматическое ограничение свободы движений — ведущие мотивы молодого режиссера Карлоса Брукса.
В целом сюжет выстроен как рассказ, точнее, как авторская программа-монолог главного героя, Исаака (Ник Стал), который работает ведущим на одной из радиостанций Нью-Йорка. Вторая особенность фильма — его локация. «Услуга за услугу» — это нью-йоркская история, поэтому она имеет соответствующие стилистические признаки: камерность атмосферы, акцент на психологически утонченных ролях, определенную загадочность поступков героев, социальный статус которых — средний класс, а специализация — гуманитарно-интеллектуальная. Исаак — радиоведущий, Фиона увлекается скульптурой; оба много рефлексируют и задаются вечными проклятыми вопросами. Что же касается загадок, то с ними герой Стала сталкивается достаточно быстро, и даже не с одной. Много лет назад, в детстве, он потерял родителей в автокатастрофе. Сам остался жив, но при этом парализован и прикован к инвалидной коляске. И вот практически случайно он встречает человека, который требовал у хирурга, чтобы тот отрезал ему ногу.
Постепенно выясняется, что таких чудаков — которые, будучи здоровыми, разъезжают в колясках, хромают на костылях и мечтают о том, чтобы однажды стать физически недееспособными — десятки. Вера — новая девушка героя — оказывается, тоже из таких. Так что выяснение самого главного вопроса — почему люди хотят искалечить себя — становится не только темой журналистского расследования Исаака, но и его личной проблемой.
В актерском плане «Услуга за услугу» — это дуэт двух замечательных исполнителей — Ника Стала и Фармиги, в фильмографии которой — роль в оскароносных «Отступниках» Мартина Скорсезе. В той странной дуэли, которая завязывается между Исааком и Фионой, привидений из прошлого не меньше, чем любви, и каждый, как ни парадоксально, остается в выигрыше. Исаак наконец находит ответ на свое «почему?» и делает для своей станции впечатляющую программу, а Фиона избавляется от внутренних угрызений, мешавших ей жить долгие годы. Интонация же в фильме в целом найдена очень точно. Щемящая, трогательная, но не сентиментальная. При этом палитра картины поразительно ярка. Воспоминания Исаака о катастрофе среди цветущих полей тюльпанов дополняются динамичными и в то же время отчужденными нью-йоркскими сценами. На удивление интеллигентная, мягкая, хорошо сделанная лента. И, в конечном итоге, вынуждает задуматься, что бывает нечасто: например, о том, что королями и королевами люди становятся, по-видимому, при одном простом условии — будучи честными перед самими собой.
Дмитрий Десятерик
Community Info