desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

Да будет свет / "Shine a Light" и «Gimme Shelter» («Дай мне убежище») - небольшое сравнение

Масштабы освещения

Фильм Мартина Скорсезе «Да будет свет» заслуживает внимания хотя бы из-за авторства: где еще можно видеть сочетание таких знаменитостей, как Скорсезе и Джаггер? Так что каждый зритель искал здесь что-то свое. Сразу скажу: поклонники «Роллингов» будут довольны. Кумиры выглядят прекрасно, зафиксированы во всех возможных ракурсах, это не какой-то там банальный клип, а настоящая высокопрофессиональная киносъемка; звучат все хиты, энергия фонтанирует, заканчивается бессмертным «Satisfaction». А вот в отношении самодостаточности «Света» как кинематографического произведения — разговор уже отдельный. Ведь у Скорсезе получилось то, что в советские времена называлось «фильм-концерт». Сцена и музыка, ничего больше; возможно, этого было бы достаточно, если бы не другие картины, в которых также снимали группу Джаггера. В первую очередь вспоминается лента, без которой вообще невозможно представить себе историю как контркультуры, так и независимого кинематографа: «Gimme Shelter» («Дай мне убежище») Альберта Майзелса.

Майзелс, сын эмигрантов из Тернопольщины, еще в конце 1950-х заявил о себе как о едва ли не самом интересном документалисте Америки. Его метод «прямого кино» позволяет без декораций, сценариев и комментариев, с одной легкой камерой создавать целостные, яркие истории, полные того, что сам режиссер называет жизненностью. Именно точность реалий придает картинам Майзелса гипнотическую силу, останавливающую взгляд зала.

Эти черты прекрасно воплотились в «Убежище». В 1969 году Майзелс отправился вместе с «Роллинг Стоунз» в печально известное турне, закончившееся побоищем с участием группировки байкеров «Ангелы Ада» в Альтамонте. Кроме самой музыки, Майзелс тщательно документировал и то, что творилось вокруг: моменты репетиций, бытовую рутину, переговоры о концерте, хаотические передвижения публики и тому подобное; в конце концов, в этом роковом путешествии ему удалось снять буквально все, вплоть до зачисленного в черный список рок-движения убийства одного зрителя. Снятое — это мастерская киноисповедь, выстроенная по угрожающей логике кошмара, который оборачивается притчей о 1960-х, — от будничной суеты шоу-бизнеса и беззаботной пестроты хиппующих детей-цветов до бесконтрольного озверения, захлестывающего исполосованную прожекторами ночь над Альтамонтом.

Фактически без каких-либо помощников, с одной маленькой камерой, рискуя здоровьем, Майзелс сумел создать фильм не только о феномене одной группы, но и о целой эпохе шестидесятых, об апогее и в то же время — финале той причудливой революции. И именно таким документом времени не является фильм Скорсезе. Прибегая к изобразительным метафорам, у Скорсезе вышел стандартный парадный портрет, у Майзелса - эпохальное полотно. Но, видимо, автор «Таксиста» и «Злых улиц» ставил перед собой несколько иную задачу. Наверно, просто хотел развлечь себя, да и только. А если развлек дополнительно некоторое число посторонних людей — то это можно считать хорошим результатом.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment