Не знаю, как вы, дорогие друзья, а я бы на месте фестивального жюри, не мудрствуя лукаво, щедрой рукой отсыпала бы Гран-при режиссеру Беснику Бише и исполнителю главной роли Фадилу Хаса - приз за лучшую роль, и на этом закрыла бы тему:)).
К началу 1960-х Энвер Ходжа ухитрился пересраться со всеми, кроме китайцев, поэтому даже при советской власти коммунистическая Албания оставалась для нас тайной за семью печатями. А Мао Цзэдун — это новорожденный цыганенок, появившийся в семье албанского цыгана Хекурана (блестящая роль чумового Фадила Хаса), в чумазом таборе, разбившем палаточный лагерь на берегу реки, на окраине маленького городка… Благодаря чудачеству отца семейства, нарекшего своего девятого по счету отпрыска в честь Великого Кормчего, жизнь цыганского табора резко меняется: семья переезжает из палатки в городскую квартиру, удостаивается регулярных визитов китайского посла и партийных лидеров, приобщается к партийной жизни и даже посещает столичную Тирану:))). Однако папаша, заигравшись и быстро войдя во вкус новой жизни, не обращает внимания, что в высоких кабинетах, где ещё недавно рядышком висели два портрета - Ходжи и Мао - в силу изменившейся политической конъюнктуры остается один...
Кинокритики - авторы рецензий в один голос утверждают, что кино - с политическим подтекстом, типа, высмеивание и обличение коммунистических порядков, приговор режиму и прочая лабуда. Чушь собачья. Это фильм о конфликте традиционного общества с городской цивилизацией. Тот же цыганский табор постигла бы точно та же участь на окраине Вены, Амстердама, Тираны, Парижа или Варшавы. Ни в одной стране мира, будь у власти буржуазия, фашистский диктатор или коммунистическая партия, тебя не погладят по головке, если по ночам ты будешь петь и танцевать в малогабаритной городской квартире, распродашь казённую мебель, вырученные деньги пропьешь и прокутишь, а потом придешь в партком требовать новую на том лишь простом основании, что ты - отец Мао Цзэ Дуна.
Великолепный фильм. Крышесносная музыка, ни одной лишней детали, главный герой - просто кинематографическая находка европейского масштаба. Полюбуйтесь-ка:
Мне было особенно приятно смотреть этот фильм: в позапрошлом году я ездила по современной, постсоциалистической Албании. Там все АБСОЛЮТНО так же. Ничего не изменилось:)).