x_magician (x_magician) wrote in drugoe_kino,
x_magician
x_magician
drugoe_kino

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Явление (The Happening, 2008)



NB! Осторожно! Изложенный ниже текст, помимо субъективной точки зрения, содержит раскрытие некоторых сценарных ходов и поворотов сюжета.. ;)

Ни для кого не секрет, что индийское кино в основной своей массе представляет собою бесформенный “трэш”, максимально упрощенный для восприятия зрителем, как с точки зрения раскрытия характеров, так и с точки зрения развития сюжета.
Несмотря на сценарные “твисты” в духе “Радж, на самом деле я твой брат” за то оно и любимо многими зрителями - однозначно понятно, кто злодей, а кто по другую сторону баррикад, да и сказочная любовь с традиционными песноплясками не могут не добавлять очарования.

И надо признать, что самый известный на сегодняшний день в остальном мире индийский режиссер по фамилии Шьямалан в своих картинах внутренне сохраняет верность классическому “духу Болливуда”.

Разумеется, с определенными поправками: песнопляски в Америке кассу не соберут (там и своих мюзиклов хватает), а вот немудреные, берущие за душу жизненные истории практически всегда оказываются в ходу.
Однако же создавалось ощущение, что хитрецу М. Найту сопереживания рядового зрителя было явно недостаточно, ему словно хотелось бы усидеть на двух стульях, заслужив признание и “публики думающей”.

Оттого он намеренно и усложнял свои произведения, избирая жанровую форму “триллера” и придавая им загадочный мистический окрас, - всем понятно ведь, что идеально выстроенные по этой формуле “Шестое чувство” и “Знаки” – вовсе не фильмы о мертвецах и пришельцах, а скорее мелодрамы о внутренних переживаниях и рефлексии заглавных персонажей - психоаналитика с фермером.
И фильмы эти народ подкупали даже больше своей сентиментальностью, нежели мастерски нагнетаемым напряжением.

До поры до времени в карьере Шьямалана все шло как по маслу: чуть менее кассово популярные “Таинственный лес” и “Неуязвимый” посчитали прекрасными упражнениями в стиле, а вот с “Девушкой из воды” вышел досадный прокол, как в коммерческом, так и в художественном плане.
И рациональное объяснение этому кроется, видимо, в том, что Шьямалан либо сильно переоценил инфантильность тамошней публики, либо окончательно уверовал в магию своего “золотоносного” режиссерского имени.

Задача же выправить сложившееся положение и восстановить слегка пошатнувшуюся репутацию легла как раз-таки на новый мистический фильм “Явление” с Марком Уолбергом в роли основного действующего лица.

Закваска поначалу весьма бодрит: в нескольких крупных городах восточного побережья США проходит как смерч череда суицидов: люди, будто завороженные, то стреляются в висок, то сигают с небоскребов, а то и попросту протыкают свои тела колюще-режущими предметами.
Паника передается молниеносно, правительство грешит на новый неизведанный вирус, а эвакуация из близлежащих городов набирает обороты.
В числе бегущих оказывается и рядовой микробиолог Элиот Мур (Уолберг) со своей подружкой, который все же решит самолично разобраться в происходящем и выработать приемлемую стратегию спасения.

А вот тут начинается череда анекдотов, из-за которых кино смотреть просто дико смешно, но уже совсем не страшно.
Много критики раздавалось непосредственно в адрес Уолберга: мол, куда смотрела служба кастинга и можно ли играть супергероя с таким дегенеративным лицом??

А что если именно в этом изначально и состоял замысел Шяьмалана, и Марк Уолберг, наоборот, со своей ролью справился блестяще??
Ведь о том, что микробиолог фантастически глуп, Шьямалан постоянно напоминает в течение всего фильма с самой первой сцены: мистер Мур задает вопрос студентам о миграции пчел и, не удовлетворившись разумными ответами, спрашивает самого недалекого, зато самого красивого парня в классе, на что тот ответит ему “а я не знаю”, и биолог радостно вскинет руки: “Абсолютно верно, дружище! Наука не в курсе дела! ”

Потом персонаж Уолберга будет морщить лоб и бормотать “дайте же мне подумать”, пока остальные вышибают друг другу мозги, разговаривать с пластмассовыми деревьями, пытаясь их задобрить, петь веселые песенки, когда его попутчикам стреляют в живот…
Да, и подруга жизни ему под стать – девушка с лицом фарфоровой куклы (Зуи ДеШанель), которую именно в разгар безумия, так и распирает либо поссориться с Муром, либо ему сообщить даже не об адъютере, - о невинной встрече в кафе со старым ухажером.

В конце концов эти двое вместе с подхваченной дочкой приятеля Мура выживут наиневероятнейшим образом, совершив самый, на первый взгляд, нелогичный, дурацкий и фатальный поступок из всех возможных.
И вот тут уже возникает вопрос о природе представленного нам загадочного вируса.
Это не атака террористов, да и на моральный “эко-триллер” картина не тянет, поскольку абсолютно там нет разговоров о том, что “природу надо любить, а наши фабрики – это зло”.
К тому же действие вируса без объяснений заканчивается столь же внезапно, как и начинается.
И когда на экране возникают двое ученых, несущих бессвязный постакпокалиптичный бред, так и ждешь – вот-вот появится лидер нации, младший из Бушей, и всех успокоит.
Тогда-то и возникает страшная догадка: по режиссерской версии, глупым людям сей вирус был абсолютно нипочем, это просто сама американская природа-матушка избавлялась от излишков интеллекта на своей земле.

Чтобы еще раз в этом убедиться достаточно лишь взглянуть на простодушные лица четы Муров, которые только что узнали об ожидании потомства, - процент “форрестов гампов” в штатах неуклонно растет, жертвы забыты, все счастливы, и хэппи-энд беспощадным катком разровняет морщины и извилины.

Возразите, что догадка неправдоподобна?? Но режиссер дает небольшую подсказку уже в первой сцене: две девушки сидят на скамейке, и из двух погибнет именно та, которая читает книгу, а ее подруга будет лишь недоуменно на нее пялиться и пожимать плечами.

В финале же нам покажут двух праздных подростков-оболтусов, которые также недоуменно пялятся на чужие самоубийства, но уже где-то во Франции, судя по их говору.
Вирус, “зачистив” США перебирается в старушку-Европу, чтобы отлавливать умников уже там.

Можно сказать, что “Явление” – кино глупое и беспомощное, и отчасти это будет правдой. Ни мелодрамы, ни саспенса по понятным причинам не получилось.
Но можно сказать ведь, что мистер М.Найт Шьямалан создал произведение концептуально глупое, с фигой в кармане, если хотите, – а может, он даже зло и мстительно отреагировал на провал “Девушки из воды”, изобразив американский народ так язвительно и карикатурно, как никогда и в жизнь не приснится демократу-правдорубу Майклу Муру. Получается, и крест на М.Найте как на авторе ставить пока рано.
Не знаю.
Подождем следующего фильма.
Ну, и результатов “Явления” в прокате.)
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments