Category:

"Отец" Иштвана Сабо (1966)

 

На ММКФ идет очень симпатичная ретроспектива фильмов, отмеченных наградами Фестиваля 30-40 лет назад.  "ОТЕЦ" Иштвана Сабо получил награду ММКФ в 1967 году     -    посмотреть стоило обязательно, ибо по "Культуре" он шел 5 лет назад и теперь вряд ли мы его скоро увидим.
Сабо    -    редкий режиссер, у которого вообще нет плохих картин.  За "Мефисто" он получил Оскара, но всегда сам говорил, что лучшее его детище    -   именно "Отец", которого он снял 28-летним.
 Маленький венгерский мальчик, сохранивший какие-то фрагментарные воспоминания об отце, умершем в 1945 году, фантазирует, создавая классический героический образ    -   отец-партизан, укладывающий десяток фашистов одной левой, отец-врач, спасающий жизни сотен людей, укрывающий участников Сопротивления и евреев  в подземных лабиринтах, отец    -    национальный герой, портретами которого украшены улицы Будапешта (сначала наряду с портретами Сталина, затем Сталин куда-то испаряется и остаётся только похожий на Шостаковича отец), отец-путешественник, объезжающий всю Европу на велосипеде, отец-спортсмен....
Удивительно светлая и свежая какая-то картина.   Детство маленького Тако на фоне заново отстраиваемого после войны города, его студенчество на фоне "второй молодости" послевоенной старушки-Европы...  Фильм снят в 1966 году, но для Сабо нет запретных тем, нет их и для жюри, отметившего фильм через год премией в Москве.   События 1956 года  показаны без малейшей попытки что-то сгладить и отлакировать.  Практически все герои фильма, включая главного героя    -    студенты, поучаствовавшие в антисоветских выступлениях.  Это просто эпизод жизни, романтический порыв, без какого-то экзистенциального подтекста.  Из серии "Все побежали   -   и я побежал".  За великую Венгрию:)).  
Другая скользкая тема    -   Холокост и самоидентификация восточноевропейских евреев   -   у Сабо также перестаёт быть скользкой.  Любимая девушка главного героя так и говорит    -    я еврейка, но при этом я венгерка.  Иногда я стыжусь этого, иногда горжусь этим...  Все как в жизни, без пафоса и вранья.
Лучшая сцена фильма, на мой взгляд    -   катящийся по улице сгоревший трамвай, абсолютный символ возрождения послевоенной Европы, социализма и нового мирового порядка.  Легендарный Отец  мальчика толкает по рельсам обугленный вагончик, к нему присоединяются другие люди.  Трамвай, обклеенный записками, посланиями живым и мертвым, фотографиями, с помощью которых люди ищут друг друга, с укрепленным на нем венком, в память о погибших, едет вперед...   
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…