Идиот, отморозок и провокатор (lavrentij) wrote in drugoe_kino,
Идиот, отморозок и провокатор
lavrentij
drugoe_kino

"Караваджо" и "Андрей Рублев"

«Караваджо» – это, понятно, фильм о художнике. Фильмов о живописцах я смотрел в жизни не так уж много. Вспоминается разве что «Андрей Рублев». Что ж, любую вещь удобно рассматривать по отношению к другой вещи. Караваджо – это хорошо. Но! Караваджо – это не Рублев. Рублев – духовный, символический. Он упражнялся в исихазме и духовную реальность в своих иконах запечатлевал. Караваджо, напротив, сплошь плотский, весь в страстях – между ренессансом и барокко. Разминулась наша с итальянцами живопись на определенном витке, в разную сторону развивали мы византийское наследие. У итальянцев дух снизошел в плоть, материя пропиталась формой, и красота чувственного мира оказалась одухотворенной. Католик вглядывается в природу и видит там Бога – все аристотелевские дела. А вот у нас – платонизм. У нас – идеи, чистые и прекрасные, витают в стороне от земли, чураются ее и презирают. У нас – исихазм, Мармеладов и коммунизм. Чем прекраснее внутри, тем гаже и мерзотнее внизу – одуревшая от одиночества материя бесится и порождает монстров, вроде российской государственности.

В этом контексте вспоминается именно фильм «Андрей Рублев», снятый Тарковским. Там, если не изменяет память, слишком много плоти: девки голые, брутальные деревенские оргии, кровавые пытки, и, главное – эта глана-глина-глина в финале. Материал. Настоящая апология материала, качества. Мальчик нашел именно то качество глины, которое нужно. Сколько грязи надо перекопать, чтобы идея вещи смогла присутствовать в материи, как зверски надо измазаться! Не тем ли занимается Караваджо? Погружение в плоть: кровь, пот и слезы. Джармен, опять же, много внимания уделяет материалу, технике, мастерству. Краски готовятся, что-то там перетирется, замачивается, художник водит кистью по холсту – крупный план, никакой красоты, только волокна и мускульные усилия. Опять же юродивый, немой подмастерье. Аналогий можно привести много. Собственно, художник здесь, утрируя, доводя до предела мотивы языческой чувственности как будто подходит к некоей черте, за которой начинается духовная реальность. Здесь на стыке мирского и горнего рождается трагедия.  А вот Рублев, продвигаясь к той же точке с другой стороны, находит совершенные формы своих икон как восхитительные сосуды откровений, приходит к настоящей полноте реальности, которая в русском сознании фатально разъята. Короче, восток на западе и запад на востоке. Причем не тупое сознательное заимствование, а результат глубоко личного мистического поиска.

Если уж не заниматься высокими материями, то можно отметить хотя бы тот факт, что Тарковский, как русский интеллигент, наделяет своего героя типично интеллигентским сознанием (здесь я согласен с Солженицыным). Что ж, Джармен, типичный западный интеллектуал, сражающийся за права сексуальных меньшинств (на их месте могли бы быть рабочие-женщины-иммигранты и т.д.), со всеми своими фобиями и маниями тоже наполную вкладывается в своего героя.

Вот, такие я проследил взаимосвязи.     

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments