
IMDB - база большая, но не полная, и составлена не самым лучшим образом. Фильмы можно разделить концептуально на два раздела: фильмы о де Саде или по мотивам, и фильмы по произведениям, где он указан кем-то вроде сценариста.
Большинство фильмов из второго раздела - порнография.
Софт-порно, каким являются произведения Хесуса Франко или обычное порно тех лет, например, картины Клода Пирсона или Альберга. Порнография нас не интересует, особенно с претензией на арт. А вот арт-порно или вообще арт с элементами эротики - да.Первой экранизацией указан фильм "Золотой Век" Луиса Бунюэля. Как известно - сюрреалисты положительно относились к де Саду. "Золотой век" - второй фильм Бунюэля, после "Андалузского Пса", уже озвученный. Фильм действительно достаточно эротизирован, и сюрреализм здесь переплетается с различными перверсиями (любовь со статуей и т.п.), хотя настоящей экранизацией его назвать сложно.
Первой действительно стоящей экранизацией была "Жюстина", и снял этот фильм в 1963-м году Роже Вадим. В Роли Жюстины сыграла юная и никому не известная тогда ещё Катрин Денёв. Вот так-то.
Следующая экранизация не заставила себя ждать - в 1969-м году Хесус Франко выпускает красочный костюмированный фильм, и опять Жюстина. В фильме почти нет обнажённой натуры, что весьма странно для Франко, который все последующие годы снимал софт-порно весьма премерзкого качества и однообразного формата. Впрочем, фильм пустой - продюсер пробил на главную роль свою дочь, которая играть не умела вообще. Впрочем, он достаточно красочный, и адекватно передаёт основной постулат произведения де Сада: "Жизнь без ограничений приводит на вершины власти и богатства, но источает само желание жить".
Хесус Франко плотно взялся за де Сада, но его картины вы можете совершенно спокойной найти в сети даже с русским переводом - они малоинтересны для нас: это в лучшем случае нарратив. Интересной экранизацией была арт-порно картина Жака Сканделари "Философия в будуаре" 1972-го года - смесь авангардного кино, сюрреализма, порно и идей самого Сада. Увы, найти не представляется возможным - сужу по комментариям немногих зрителей.
Следующей, самой известной среди киноманов и первертов, да и вообще самой адекватной творчеству Сада (которое, как хором поют современные критики Маркиза, призвано не возбуждать, а наоборот, отвращать от секса вообще чрезмерно подробным перечислением парафильных поступков грубыми мазками написанных персонажей) - это фильм "120 дней Содома" Пьера Паоло Пазолини. Я могу сказать одно - если вы не видели этого фильма, то вам нечего делать в этом комьюнити, так что продолжим. Единственно, скажу вот что - тем, кто не знает, и кому интересно - существует документальное видео о съёмках этого фильма. Рекомендую - там можно увидеть не только сам процесс и интервью с основными актёрами, но и кадры из фильма таким, каким он был (и, видимо, есть) на западных плёнках: цветной и сочный, а не жёлтый и блеклый, какой гуляет в двух русскоязычных версиях.
Следующей экранизацией - после массы порнокартин и творчества уже перешедшего грань между искусством и поделкой Франко - был замечательный полупластилиновый мультфильм Генри Ксонекса по сценарию Ролана Топора 1989-го года. Это, на мой взгляд, лучшая экранизация де Сада.
"Философия в Будуаре" Тони Газмана 1995-го года и она же 2005-го Аурелио Гримальди - об этих фильмах у меня информации нет.
Хочу остановиться на последней значащейся картине - последнем фильме Яна Шванкмайера "Безумие" 2005-го года, где источниками названы де Сад и Эдгар По. Я не слишком хорошо знаком с творчеством де Сада, чтобы ручаться, что это не просто дань уважения прототипу одного из персонажей фильма - де Сад, например, был указан в другом фильме Шванкмайера "Конспираторы Наслаждений" членом профессиональной экспертизы.
Как персонаж, де Сад появляется в более интересном ряде картин.
Во-первых, это фильм Питера Брука - "Марат/Сад", полное название которого попало в книгу Гинесса как самое длинное название фильма. Это история о том, как де Сад ставит пьесу про убийство одного из лидеров Великой Французской Революции (и, по-совместительству, якобинского террора) Жан-Поля Марата. В картине он же сам дискутирует с ним на тему личная свобода/революция (общественная свобода, то бишь). Фильм редкий, я выцарапал на иностранных торрентах - могу с жаждущими поделиться.В "Млечном Пути" Бунюэля есть персонаж "Маркиз де Сад" - вообще, Бунюэля в нашем комьюнити я настоятельно рекомендую к просмотру. Период от "Дневники горничной" - классик перверсивного кино.

Следующей интересной работой является Музей Восковых Фигур - это классический хоррор.
Фильм "Сад" 2000-го года, по-видимому, является очередным "дамским фильмом", где де Сад выступает в роли своеобразного Дон Жуана. Возможно, что "Quills" Филипа Кауфмана со звёздным составом 2005-го лучше, но я пока ничего не могу сказать. Смотрите сами.
Community Info