ХОРЬ и КАЛИНЫЧ (chor_i_kalinich) wrote in drugoe_kino,
ХОРЬ и КАЛИНЫЧ
chor_i_kalinich
drugoe_kino

Category:

"Возвращение Казановы" 1992 (коллекция Алена Делона)



Слова о том, что любая жизнь – это трагедия, исход которой предрешен, принадлежат, если я не ошибаюсь, Хемингуэю. Все об этом знают, но никто не хочет с этим соглашаться; во всяком случае это то, о чем не принято говорить.
Фильм Эдуарда Нирманса «Возвращение Казановы», снятый по мотивам одноименного произведения Артура Шницлера, говорит об этом.
Этот фильм – трагедия, и если вы полагаете, что в слове «возвращение» есть какой-то триумф, то вы ошибаетесь – ничего общего с «Возвращением Будулая» или «Возвращением государя» вы здесь не найдете. Потому что речь не пойдет о возвращении домой или к любимой – это возвращение в землю.
«Нагим пришел я в мир, и нагим ухожу из него»…
В центре повествования не приключения знаменитого любовника – этот костюмный фильм вообще не приключенческий.
Он и не исторический; хотя приметы эпохи воспроизведены с похвальной точностью, они носят подчиненный характер – вполне можно было обойтись и без них, поставить, допустим, пару-тройку условных декораций да обозначить мелом пределы комнат.
Речь идет о Человеке вообще, о человеке, как о существе, обреченном узреть суетность своих желаний и тщету усилий.
В европейской, да и мировой культурной традиции этот сюжет избит и стар, новое звучание затёртым истинам придает тот, кто, казалось, мог бы эту истину опровергнуть.
Это «друг королей и герцогов», блистательный «дипломат» и путешественник, чей путь лёгок: к его услугам не только все встреченные им женщины, но еще и дворцы, и состояния многочисленных титулованных друзей.
Это Казанова.
Тот самый, после единственной встречи с которым бедная Амели на протяжении тринадцати лет молится, падая коленями на толчёное стекло – лишь бы увидеть его еще раз.
Тот самый, который демонстрирует чудеса мужской силы на постоялом дворе – от стонов хозяйки кони начинают метаться на привязи, просыпаются собаки, люди умолкают в благоговейном ужасе.
Удивительные способности – как тут не возомнить, что тебе под силу соперничать с богами!
Казанова, который засыпает в повозке после бегства с постоялого двора – он купил себе право уехать, не расплатившись! – рот открыт, мы видим отвисшую челюсть, толстый язык, кажется, чувствуем на себе его тяжелое дыхание – распаренный пожилой мужичила, умаявшийся на жаре… Еще не смирившийся с тем, что пришло время платить по счетам…
Его поражение – это его старость, еще неочевидная, им самим еще не осознаваемая, но его уже практически настигшая.
Да, уже находятся люди, которым он смешон. Они молоды, брызжут здоровьем и наглостью. И он обречен. Несмотря на то, что он сильнее, умнее – что он и доказывает на протяжении всего повествования, ну да что за дело до этого «толстомордой юности»? – молодость самодостаточна, она права уже потому, что молода.
Раз за разом Казанова осаживает ретивого молодого соперника, лейтенанта Лоренци (они возненавидели друг друга с первого взгляда), делает это небрежно и легко, превращает в посмешище, но мы-то помним, кто здесь смешон по-настоящему.
Будь вы хоть трижды лучше и умнее, шевалье – ваше время прошло, вы «часть того мира, к-й, как я надеюсь, скоро исчезнет», и еще – «у вас плохо пахнет изо рта», и – «вы мне отвратительны физически».
Кончено.
Ничего нельзя больше поделать. Дни побед остаются позади, да и были ли они – те победы? – или и они – иллюзорны, как иллюзорны упования Казановы на то, что Венеция принесет ему свои публичные извинения и пригласит обратно – его, лучшего из своих сынов…
Венецианские эмиссары все же приедут – принесут с собой свою зловонную замшелую мудрость, мертвое плебейское ехидство – мы позволим вам вернуться, если вы согласитесь на работу полицейского осведомителя. Не раздумывайте долго.
Неизбежность поражения.
Как это понятно – пытаться отрицать его.
Спрашивать слугу с каким-то прямо женским беспокойством: - Я что, постарел? Скажи, Камиль, я постарел? С очаровательным эгоизмом ставить ультиматум влюбленной дуре: - Ты должна мне помочь добиться ее. Иначе я не буду говорить с тобой. Ты перестанешь существовать для меня.

Время, всеубивающее, безжалостное. Непобедимое.

Он даст ему последний бой.
Вот как, его обвиняют в шулерстве? – что ж, никаких табакерок с потайными тузами, он играет с открытым забралом, играет честно и выигрывает, выигрывает, выигрывает, доказывая – себе, в первую очередь, свое вечное превосходство: улыбка на самодовольной физиономии молодого хлыща становится всё уже, пока не обращается в болезненную гримасу. Вот как, юная учёная идеалистка, помешанная на математике и Вольтере, им брезгует? – правдами или неправдами, но он ее получит, придет рассвет, и она содрогнется, поняв, что случилось; увидев, кто же пришел к ней ночью в плаще Лоренци. А сам Лоренци! – дерзкий щенок, мерзавец, продающий свою возлюбленную, словно публичную девку! – конечно, не совесть и не раскаяние толкнут его на то, чтобы потом вызвать Казанову на поединок.

Стареющий лев…

Бравада последних побед остается всего лишь бравадой.
Могильный жук, ползущий к упавшему лейтенанту.
Он ползет не только за ним, но и за нашим похотливым сатиром.
Этот урок – в первую очередь для него.
Конец, и жизнь прошла впустую, он плывет в гондоле меж домов родного города – ему разрешили-таки вернутся – но от домов веет тленом, впереди только старость, смерть и забвение.
Возвращение в землю, как основной мотив картины; картины, к-я тем не менее полифонична. В землю вернутся все, но все по-разному.
Кто-то, как лейтенант Лоренци, даже не успевший понять, что же произошло (кстати, партия лейтенанта – человека беспринципного, вспыльчивого, чем-то напоминающего Казанове его самого в юности – была блестяще сыграна Вадеком Станчаком).
Кто-то, как Казанова – с горестным и каким-то похмельным осознанием прошедшей жизни.
А кто-то, как другой персонаж, лично мне более симпатичный, вроде бы даже как второстепенный, а в книге и вовсе малопримечательный – это старый как гриб маркиз де Кельси, в роли которого выступил великолепный Ален Кюни. Можно с уверенностью сказать, что этот встретит приближающуюся смерть резким, каркающим смехом – грозный старик демонстрирует с экрана истинно мужское поведение: его старость – это та старость, которая ни перед кем не капитулирует в принципе. Убийственный скупой юмор, расчетливость и мужество делают эту пахнущую нафталином фигуру полноправным действующим лицом картины: мне очень импонирует сцена, в которой он на восторженные излияния Марколины относительно величия Руссо – который всем-всем-всем открыл глаза! – бросает фразу, что, возможно, лучше было бы держать глаза закрытыми. Особенно же хорош старикан в финале, когда он в некоторой степени становится даже кукловодом – руками Казановы он вгонит в неподъемный долг беднягу Лоренци, этого трахающего его жену альфонса – чистая работа, ничего не скажешь.

Т.е. картина сделана на уровне очень высоком – отличная режиссура, великолепный актерский ансамбль (очень хорош Фабрис Лукини в роли введенного в повествование слуги, а вот на роль Марколины можно было пригласить кого-нибудь пособлазнительнее) – всё это производит впечатление и сглаживает некоторые сюжетные шероховатости (я до сих пор не понимаю, как возможно – пусть в темноте – перепутать в постели одного мужчину с другим). Впрочем, последние, пожалуй, можно – с некоторой натяжкой, разумеется – отнести к условностям жанра (у Ростана, помнится, главная героиня была не в силах один мужской голос от другого отличить, тут – чем-то похожая ситуация)).
В заключение остается лишь добавить, что по сравнению с книгой фильм более драматичен, в нем усилено трагическое звучание.

В 1992-м году картина Эдуарда Нирманса «Возвращение Казановы» была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь», но в итоге уступила «Благим намерениям» Ингмара Бергмана.
Subscribe

  • "Неоновый демон". Впечатления по горячим следам.

    Неоновый демон (The Neon Demon, 2016) Новый фильм Николаса Виндинг Рефна получился довольно неожиданным. Режиссёр…

  • Малхолланд Драйв, 2001, Д. Линч

    Психологический триллер. Считается одним из лучших фильмов Линча. Меня приятно удивила исполнительница одной из главных ролей Наоми Уоттс. В…

  • "Дюна"

    Не скажу ничего нового, объявив о том, что голливудские продюсеры, повелители сновидений современного человечества, старательно рассчитывают реакции…

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments