lost_post (lost_post) wrote in drugoe_kino,
lost_post
lost_post
drugoe_kino

Category:

«Битва на небесах» (Batalla En El Cielo)

О сексуальности ангелов и благодати
Порнографическая теология из Мехико

Чтобы смотреть эту картину, нужны терпение и, пожалуй, серьезная арт-подготовка. Во всяком случае, неплохо иметь представление не только об Антониони и Тарковском (судя по картине, любимых режиссерах Рейгадаса), но и о том, в каких отношениях находятся в современном искусстве теология и порнография. И даже при этом условии зрителей, уверенных в том, что они достаточно сильно любят искусство кино, следует напутствовать в том смысле, что дорогу осилит идущий.

При всей своей визуальной радикальности картина Карлоса Рейгадаса воспринимается не столько чувственно, сколько умозрительно. Кроме шуток, мне, например, не доводилось прежде видеть на экране столь глубокомысленный минет. Толстый и печальный человек в очках стоит в пустой комнате абсолютно голый, камера пристально всматривается в его лицо, затем спускается ниже, к отвислой груди, бесформенному животу и паху. Уткнувшаяся в этот пах девица поднимает глаза — и взгляд у нее совершенно ангельский. Надо добавить, что сцена занимает гораздо больше времени, чем описание, которое вы только что прочли, и начисто лишена эротизма.

Рейгадас имеет смелость и наглость заставлять нас долго рассматривать поры на коже и капли пота, слушать пятиминутный перезвон десятка будильников и наблюдать за совокуплением некрасивых очень толстых людей.

Подобная режиссерская тактика, конечно, не новость, и «Битва на небесах» неизбежно напоминает первым делом «Человечность» Брюно Дюмона, который в 1999 г. со скандалом получил Гран-при Каннского фестиваля. Стоит еще раз восхититься прозорливостью тогдашнего председателя каннского жюри Дэвида Кроненберга — он отметил тот самый поворот, который резко разделил стратегии актуального киноавторства 1990-х и 2000-х. Дюмон и братья Дарденн (дважды лауреаты Каннов) приучили фестивальную публику именно к такому взгляду, который демонстрирует теперь и Рейгадас. Это кино занято, с одной стороны, новым богоискательством, с другой — представляет новый вариант экзистенциального искусства: не случайно «Битва на небесах» заставляет вспомнить фильмы Антониони, где были такие же долгие круговые панорамы, фиксирующие отчужденность человека от пейзажа и отмечающие чистую длительность экранного существования.

Киноязык Рейгадаса достаточно изощрен, чтобы сравнение с классиками не выглядело перебором. Мексиканский режиссер умеет неожиданно и громко, но довольно деликатно включить Баха на бензоколонке — и даже при том что на заднем плане в это время идет крестный ход, у зрителя нет ощущения, что его схватили за рубашку и сейчас вытряхнут всю душу, требуя задуматься о высоком. Ручная камера, которой так злоупотребляли последователи движения «Догма-95», используется дозированно и с большим толком. Документальность замечательным образом оттеняется абсурдом: скажем, из легковой машины у Рейгадаса всякий раз выбирается столько пассажиров, что они уместились бы разве что в микроавтобусе.

Не менее дико выглядит и сюжет о грешнике и святой шлюхе. Он по долгу службы ежедневно поднимает огромный флаг на главной площади Мехико. Она, будучи генеральской дочкой, подрабатывает в борделе. Он вместе с женой украл у соседей ребенка, а тот по какой-то нелепой случайности умер. Она готова утешить и простить — и вот это прощение как раз и оказывается сугубо неортодоксальным и порнографичным.

В богословском аспекте история, рассказанная Рейгадасом, восходит к спору о предопределении и, в частности, к убеждению св. Августина, что Бог разделил людей на избранных и проклятых произвольно, а не за грехи и добродетели. Правда, св. Августин, много размышлявший о природе похоти и пользе аскетизма, надо думать, решительно заклеймил бы представления мексиканского режиссера о райском блаженстве. Но в современном арт-кино секс — самое верное средство обсудить отношения высшего порядка. И, надо отдать Рейгадасу должное, он довел эту тему до должного абсурда, обнаружив, что сегодня на экране мужской член есть начало всякой метафизики и, простите, ее же конец.

Олег Зинцов
Ведомости
09.08.2005
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments