Елена (night_spell) wrote in drugoe_kino,
Елена
night_spell
drugoe_kino

Categories:

Пикник у Висячей скалы, 1975, режиссёр: Питер Уир


ПИКНИК  У  ВИСЯЧЕЙ  СКАЛЫ   /   PICNIC  AT  HANGING  ROCK  ( Австралия,  1975 )


Режиссёр:  Питер Уир 
Автор сценария:  Клифф Грин по роману Джоан Линдсэй
В ролях:  Рэйчел Робертс (миссис Эпплярд), Вивьен Грэй (мисс МакКро), Хелен Морс (мадемуазель де Пуатье), Тони Ллеуэллин-Джонс (Том), Анна-Луиза Ламберт (Миранда), Маргарет Нельсон (Сара), Доминик Гард (Майкл) и
др.
Оператор:  Расселл Бойд
Композитор:  Брюс Смитон  (в фильме также использована музыка Баха, Моцарта и Бетховена)
115 min | 107 min (1998 director's cut)

Австралиец Питер Уир (хорошо известный по фильмам "Общество мёртвых поэтов", "Шоу Трумана", "Хозяин морей: на краю земли"), ещё в далёком 75-м, будучи молодым многообещающим режиссёром снял свой безусловный (многие считают, что основной) шедевр - "Пикник у Висячей скалы".

События происходят в Австралии, 1900-й год, День Святого Валентина, элитная школа для девушек - сосредоточие обманчивой идиллии викторианской эпохи. Кажется, что время здесь остановилось, но на самом деле этот с виду прекрасный и безмятежный мир доживает последние часы.

Впрочем, мы быстро понимаем, что у этой идиллии есть и обратная сторона - внешние приличия и традиции здесь ценятся выше, чем свобода и самореализация личности, а подчёркнутая романтичность и возвышенность девушек соседствует с приземлённостью, лицемерием и меркантильностью владелицы школы.

                              

Итак, ученицы, в сопровождении старших, отправляются на пикник в лес у подножия местной достопримечательности - Висячей скалы. Они рады хоть ненадолго вырваться из рамок строгих школьных приличий, и несколько девушек, восхищённые красотой природы вокруг (а показана она с редким мастерством) уходят на прогулку к скале. Тем временем, мы начинаем чувствовать пока необъяснимую опасность и тревогу, вскоре ощущение приобретает мистический оттенок и не отпускает до конца фильма, но достигается это только набором точных режиссёрских приёмов - ничего явно сверхъестественного на наших глазах не происходит.
Вернулась с прогулки лишь одна, она убежала оттуда в безотчётном ужасе, пока три её подруги навсегда скрылись в развилке скал, словно повинуясь невидимой силе. За ними, спустя некоторое время (и по столь же необъяснимой причине) последовала и одна из учительниц.

                              

Что произошло? Этого никогда не узнают, ни герои фильма, ни зрители. Хотя все мысли и тех и других с этого момента будут устремлены только ТУДА, где исчезли участницы пикника. Человеческий разум часто оказывается не в силах признать и смириться с иррациональным, с хаосом, с проблемой не имеющей никакого решения, он будет искать любую зацепку, любую возможность, чтобы найти логичный ответ. Но любое логическое объяснение будет больше говорить о человеке его нашедшем, чем о реальности, потому что в реальности объяснения просто нет. На скале режиссёр показал нечто столь размытое и, в то же время, столь насыщенное символами и аллюзиями, что это будет казаться нам тем, что подскажет НАШ личный опыт и фантазия. Хотя, (псевдо-)мистический элемент, надо думать, является здесь не более чем художественным приёмом.

                              

Но то, что режиссёр демонстрирует со всей тщательностью и во всех подробностях - скорее из разряда социальной психологии, нежели мистики. Это то, как гнетущая атмосфера тяжёлой, загадочной, а оттого ещё более страшной потери, влияет на людей. В ситуации необъяснимой опасности, когда для разумного анализа не хватает фактов, нарастает агрессия, отчуждение, отчаяние, меняются поведение и взаимоотношения. Кто-то проявляет свои худшие черты, но кто-то, наоборот, - лучшие, и персонажи по-настоящему раскрываются после трагического случая. Хотя, не персонажи в отдельности, а именно общая атмосфера занимает режиссёра больше всего. Никакими словами не передать особый тихий и неспешный, почти гипнотический ритм "Пикника" (где мягкая лиричность повествования прекрасно сочетается с напряжённой трагической динамикой событий), а также завораживающую, но неброскую изысканность эстетики. Визуальный, как и звуковой ряд, вообще выше всяких похвал. Надо отметить, что и эмоции, как правило, выражаются тоже неброско, на полутонах, о чём-то мы можем, опять-таки только догадываться.

                              

Неумолимо рушится прежний мир из-за одной непостижимой случайности. При наличии нескольких женских образов, главной героиней всё-таки можно считать владелицу школы миссис Эпплярд, эта школа, которой она посвятила всю жизнь, разорилась - рушится миниатюрная копия викторианской Европы, её драма - в бессилии не только что-либо изменить, но даже понять причины происходящего. Пришло время, и это просто случилось. Так происходит смена эпох.

                              

Вот лишь некоторые соображения, которые возникают после просмотра этого многослойного и многогранного фильма, где столько вопросов без ответов. Велик простор для фантазии.

Прекрасно сравнение Миранды с Венерой Боттичелли...

                              

                               
     
Или эти утёсы, так похожие на гигантские окаменевшие лица...

                              

Ещё здесь можно заметить "двуполость" ланшафтов: есть горные объекты как фаллической, так и вагинальной формы. А героини, как мы знаем, девственницы, и события начинаются в День влюблённых... (Кстати, несмотря на утверждение, что история произошла на самом деле, это не так)

                              

В общем, почти каждый найдёт в этом фильме что-то своё.


[ Интервью режиссёра 76-го года по поводу выхода "Пикника у Висячей скалы", из которого я частично исходила при написании этой рецензии - http://www.peterweircave.com/articles/articleg.html (на английском) ]
                     
Питер Уир о том, что загадка его фильма не имеет решения: "Меня волнует только то, сможет ли аудитория принять такую возмутительную идею. Лично я нахожу это самым восхитительным аспектом этого фильма. Меня финалы всегда разочаровывали, и я считал их совершенно неестественными. Ведь на экране воссоздаёшь жизнь, а в жизни нет финалов. Она всегда движется вперёд, и всегда появляется что-то необъяснимое".

          
                              
 

"Пикник у Висячей скалы" - просмотр фильма целиком онлайн на www.intv.ru 

9,5  минут  удалённых  сцен  "Пикника"  на  YouTube
      
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments