Максим Товкач (maxim_tovkatch) wrote in drugoe_kino,
Максим Товкач
maxim_tovkatch
drugoe_kino

Categories:

Молодость без молодости (Youth without youth), реж. Фрэнсис Форд Коппола



Мне думается, что для адекватного восприятия этого фильма необходимо иметь некоторое представления об идеях Мирчи Элиаде, или хотя бы вдумчиво прочесть саму повесть, так как Элиаде, очевидно, написал филосовский трактат, завуалированный под беллетристику. К сожалению, о творчестве румынского философа я знаю лишь в пределах статьи из философской энциклопедии, поэтому мой опыт просмотра "Молодости" можно считать восприятием с чистого листа.

Что сразу бросается в глаза? Конечно, сумбурный ритм повествования. Отдельные эпизоды из жизни Доминика Матея как бы растянуты, другие, наоборот, скомканы и проходят перед нашими глазами этакой скороговоркой. Мотивация персонажей не всегда ясна. О многих событиях мы узнаем задний числом. Появляется ощущение, что автор начинает рассказывать одну историю, но вскоре она ему надоедает, и он берется за другую, хотя и с теми же действующими лицами. Однако эта вторая история тоже скоро приедается, тут же возникает третья. Наконец, ближе к финалу рассказчик решает всё-таки вернуться к своему первоначальному замыслу. Возможно, что Коппола тут не при чем. Это Элиаде придал своему произведению такую структуру. Допускаю также, что в книге всё могло быть намного логичнее и связнее, а все неувязки возникли при перенесении текста на экран. Иногда происходящее в фильме хочется воспринять, как сновидение главного героя. В этом случае любые претензии к сюжету снимаются сами собой. Но честно говоря, я не стал бы настаивать именно на такой трактовке. Для нее слишком мало оснований.
Что мне кажется однозначным? Полагаю, что одна из центральных тем и книги, и фильма - это соотношение цели и средств. Данный вопрос рассматривается Копполой и Элиаде на двух уровнях - личностном и общественном. Во-первых, мы имеем историю ученого, получившего уникальную возможность решить одну из фундаментальнейших задач науки. Правда, ценой за это становится необходимость жить в бегах и потеря близких людей. Во-вторых, та же коллизия выводится на уровень общества в целом. Нас спрашивают, стоит ли прогресс цивилизации тех бед, которые он приносит: войн, геноцида, попрания свободы. 
Наконец, обязательно нужно сказать о "лингвистической" составляющей фильма. В целом, язык является одной из главных тем всей современной философии. Стало уже избитым выражение Хайдеггера, что "язык - это дом бытия". Говоря просто, поняв сущность языка, на котором общаются люди, мы сможем ответить на все вечные философские вопросы - о боге, о свободе, о смысле жизни. Поэтому поиски протоязыка равносильны поискам первооснов человеческого бытия. Изучив первый язык человечества, мы сможет точно сказать, кем является человек по своей природе. Следовательно, заключаю я, лингвистическая проблематика "Молодости" непосредственно состыковывается с теми двумя уровнями, о которых я упоминал ранее. Если бы Матей нашел свой протоязык, то он бы узнал ответ на многие проблемы общества.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments