desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

Забавные игры (США) / Funny Games U.S.

Михаэль Ханеке снял ремейк своего же фильма

Кинокритик должен иметь железные нервы — такова уж специфика профессии. Однако «Забавные игры» австрийского режиссера Михаэля Ханеке — фильм, который мало кто из закаленных кинокритиков заставит себя посмотреть второй раз. Это даже больше чем ужас — после просмотра кажется, что внутри тебя образовалась ледяная, безжалостная пустота, в которую проваливается вся надежда без остатка. «Забавные игры» в свое время стали настоящей сенсацией европейского кино и спровоцировали острые дискуссии о насилии на экране и в жизни. И вот произошло событие, в саму вероятность которого верилось с трудом: в США вышел авторский ремейк под названием Funny Games U. S.

Ханеке удалось полностью воссоздать фильм в новом пространстве; даже интерьеры дома такие же, как в австрийской версии, — вероятно, этому поспособствовала звезда независимого кино Наоми Уоттс, которая не только сыграла одну из главных ролей, но и выступила исполнительным продюсером картины. Канва ленты хорошо известна: обеспеченная буржуазная семья приезжает на лето в свою загородную виллу. К ним заходят двое очень приличных, как минимум их социального уровня, молодых людей — попросить яиц для завтрака. Постепенно выясняется, что гости — безжалостные и изобретательные палачи. Они не просто убивают своих абсолютно беспомощных жертв. Они играют с ними в игры с заранее предопределенным финалом. Ханеке щедро предоставляет варианты спасения — открытое окно, забытый нож, безнадзорное ружье, проезжающий мимо автомобиль, — однако любая попытка заканчивается одним и тем же — веселые и вежливые парни возвращают беглецов и продолжают свои изуверские игры.

Сравнение, к сожалению, не в пользу американского варианта. Так как кроме точнейшего воспроизведения нюансов здесь действуют много других факторов; один из самых главных — отличие актерских школ. И Уоттс, и Тим Рот (муж Анны, Джордж), и Девон Герхарт (сын Анны и Джорджа), и Майкл Питт с Брэди Корбетом — хорошие актеры, но они играют уж очень эмоционально. Они вообще слишком много играют — море слез, масса жестов, чрезмерно выразительная мимика — в отличие от австрийских исполнителей, которые придерживаются четкой, сдержанной стилистики до самого конца. И это вовсе не проходной момент, ведь такой ужас именно так и нужно играть — холодно и сдержанно, и именно такая сухость и холодность позволяют создать необходимый эффект.

В целом, реакцию рядового американского зрителя спрогнозировать трудно. Однако попробуем представить себе, что увидит тамошняя публика, значительная часть которой, вероятно, даже не догадывается о существовании оригинальной версии. В изобразительном плане ничего лишнего — ни спецэффектов, ни трюков. Монотонное течение издевательских бесед, бегств иногда взрывается острыми вспышками насилия. При этом и режиссеру, и зрителям отводится роль соглядатаев — недаром один из убийц посреди действия время от времени обращается прямо в камеру: «Ведь вы на их стороне?.. Вы же хотели счастливого конца?» И эти выпадения из роли делают атмосферу еще более невыносимой. Изверги с библейскими именами Петер и Пауль ведут себя так, словно попали в фильм, где только они реальны и потому могут самым изощренным образом убивать слабых и безоружных виртуальных персонажей.; при этом страдания и боль жертв показаны с жуткой, выверенной до мельчайших деталей реальностью. И все же главное в картине — не герои, а то, что возникает между ними, — бесплотная атмосфера жестокости, разлитая в каждом кадре и местами акцентированная параноидальной музыкой Джона Зорна. Можно сказать, что Ханеке удалось создать идеальный до отвращения фильм о насилии, который одновременно является мощным вызовом насилию как таковому, обвинительным актом, от которого невозможно отмахнуться. И хотя до «Забавных игр» 1997-го новой версии очень далеко — плюс в том, что отныне американская аудитория имеет понятный для нее вариант той незаурядной картины.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments