Elena Pavlovich (epavlo) wrote in drugoe_kino,
Elena Pavlovich
epavlo
drugoe_kino

Categories:

"Фальшивомонетчики" (2008, Австрия, реж. Стефан Рузовицкий)

Какое, оказывается, это огромное и забытое удовольствие, когда фильм прекрасен во всём. Когда он правдив и убедителен, профессионален и выразителен, когда персонажи – разумны, а актёры достоверны. Когда он будит чувства, и не только эстетические. Когда переживаешь, сопереживаешь и сочувствуешь. Когда не приходится искать компромиссов между собственным… невысоким мнением о картине и мнением уважаемых критиков, которые её превозносят. Когда, задумываясь о фильме, не ведёшь с собой шизофренических бесед: отвратительные диалоги? – зато послушайте музыку! Чудовищные нестыковки в сюжете? – зато какие актёры! Мыльный пузырь? – вы только подумайте, как красиво он переливается, и какие оттенки смыслов может нести в себе соединение розового и зеленоватого во-о-он в том пятнышке!
В центре сюжета «Фальшивомонетчиков» - история еврея и, как понятно из названия, фальшивомонетчика Соломона Зоровича. Знатный мастер своего дела, человек, более чем далёкий от политики, талантливый художник, живущий в Германии, он оказывается в конце 1930-х годов в немецком концлагере. Стремясь во что бы то ни стало выжить, он находит ловкий ход, чтобы уцелеть и не погибнуть от голода и непосильного труда. На утащенном украдкой листе бумаги он рисует портрет немецкого солдата, который командует заключёнными его барака. Так начинается его карьера лагерного живописца. За еду и сносные условия он рисует портреты и расписывает стены. Пока, наконец, в 1944 году его неожиданно не переводят в лагерь Заксенхаузен, где фашисты в последний год войны готовят операцию по подрыву экономик Британии и США, которые планируется наводнить поддельными банкнотами. Для этого специалистов – художников, печатников, профессионалов банковского дела – свозят с разных лагерей и создают им более-менее пристойные условия для жизни и, главное, работы. Все они – евреи, и очевидно, что по окончании операции от них всех собираются избавиться. Но после обычных концлагерей каждый сытый день, каждая ночь, проведённая в нормальной постели, большинству из них кажутся счастьем, за которым маячит призрачная надежда на выживание. Кроме, пожалуй, одного человека –– Адольфа Бюргера, который призывает сопротивляться и саботировать.

Холокост и концлагеря – темы отнюдь не новые. Но во-первых, ни одного здравомыслящего человека они и по сей день не могут оставить равнодушными. А во-вторых, именно в этих условиях неожиданно противоположными оказались две благородные цели: спасти хотя бы нескольких человек и спасти человечество. Основной сюжетный конфликт в Заксенхаузене строится вокруг противостояния Зоровича, который стремится спасти себя и, фактически, вверенных ему заключённых-фальшивомонетчиков, т.е. пытается делать малое доброе дело, и Бюргера, убеждённого антифашиста, который всячески препятствует выполнению операции, цель которой – поддержать на плаву агонизирующий людоедский режим. Обе цели, безусловно, справедливы, каждая по-своему. Но недостижимы одновременно. Отстоять принципы или отстоять ближних? Защитить тысячи человек, погубив тех, кто рядом, или спасти тех, кого ты в состоянии спасти, но ценой тысяч жизней? Позиция мученика-идеалиста Бюргера против позиции реалиста Зоровича, у которого нет идеалов, но есть чувства и совесть. Не выбор между покорностью адской системе или противостоянием ей. А выбор между конкретными людьми, которые здесь и сейчас дышат с тобой одним воздухом, и многими и многими, кого ты в глаза не видел.

Карлу Марковицу, сыгравшему Зоровича, потрясающе удалось передать муки нравственного выбора и эволюции человека, который хотя и плевал всю сознательную жизнь на законы человеческие, но, как оказалось, не готов столь же просто похерить законы божеские. Вообще, как мне показалось, и сам типаж, и актёр – очень точное попадание в образ. В результате персонаж получился многоплановым, глубоким, трагическим и лишённым какой-либо неуместной сентиментальности.

В фильме вообще порадовал актёрский ансамбль. Вообще в очередной раз убедилась, что артисты в европейском кино, в отличие от большинства даже горячо любимых мною американских фильмов, выглядят живыми людьми, с неидеальной кожей, не всегда белозубой улыбкой и неправильным профилем. И это не вызывает какого-то отрицания, а, напротив, делает их персонажей ближе и достоверней.

Кроме того, к числу несомненных достоинств «Фальшивомонетчиков» надо отнести великолепную музыку (Мариуса Руланда), которая исподволь создаёт настроение на протяжении всей картины, а в конце прорывается ярким потоком и ставит красивую и трагическую точку в, по сути, отнюдь не худшей развязке.

Вообще же, как мне показалось, разбор достоинств этого фильма может затянуться – их слишком много. Одно из главных –– динамизм ленты. Замкнутое пространство, немногочисленные действующие лица, а между тем, напряжение, не спадающее с первого до последнего кадра. И горьковатое послевкусие. И разбережённые раны. И ощущение от соприкосновения с искусством.


P.S. "Не читайте советских газет". Из них вы узнаете, например, что это кино, оказывается, с элементами комедии. Но это цветочки. Ладно, когда рецензенты не видели объекта рецензии –– все уже привыкли. Но когда они при этом ещё и начинают клеймить и обличать… Веет чем-то из недавнего прошлого.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments