Как говорит сам режиссер трагедию этого фильма не сравнить с трагедиями отдельных людей. Но фильм просто запретили, его материалы чудом сохранили работники киностудии. Только в 1987 году фильм был выпущен. В принципе очень многие фильмы на постсоветском пространстве постигла такая же участь. Даже когда смотришь этот фильм то закрадывается сомнение в том насколько хороши те самые идеологи, которые отвечали за выпуск на экран – все же очень кажется, что они просто маразматики. Да есть обнаженные, но если снимают первобытные племена, то ведь не просят же одеть костюмы так как мы – культурные люди – приемлем только нашу норму. В начале просмотра очень четко складывается впечатление, что это обычная фантастика, с неким замахом на интеллектуальность формулировок и речей. Как обычно по прошествию времени, фантастика не выдерживает критики и может рассматриваться только как некая карикатура. В прочем редкие фантастические фильмы не смешны, в том самом будущем, которое они описывают. Да, будущее общество показано идеологически не верно. Нет главенствующей идеи социализма, а какие-то мелкие человеческие страхи неуверенности показываются главным планом – это совсем человек не социалистического и тем более не коммунистического будущего, хотя в то время от всепланетарной уже и отказались. Но у героев вполне родные имена – и это, наверное, и было самым неправильным.
Но дело в другом: начало фильма лишь вступление в (наверное, по мнению идеологов от кино) абсурдный мир будущего. И не так важно точность и технические составляющие будущего. Там все также живут люди. И эти люди только теми самыми техническими средствами отличаются от нас, вообще от людей вне времени. И дело оказывается в другом.
Анджей Жулавский строит аллюзию на судьбу Иисуса Христа. О чем догадываешься только в самом конце так не похожа версия, жизни мессии от того что пересказано из уст в уста поколениями. Пришелец из Земли смог победить самого большого врага этих людей, он узнал самого себя. Он был удивлен тем, что рассказывали ему “темные” туземцы с новой колонии. Но, сделав нужное он оказывается не нужен, т.к. угрожает сложившемуся порядку. А порядок не смеет менять и мессия. Поэтому его возносят на крест. Побежденный им, страшные зверь беседует с ним… Фильм заканчивается. И остается только догадываться, как “темные” туземцы назвали смерть пришельца с Земли. Есть ли теперь у них поклонение этому сыну небес. Ведь с мертвым можно делать все что угодно. Можно воскресить, можно слагать легенды. Можно сказать, что его смерть была шагом победы над темными силами.
--Марек восресен.
--Воистину воскресен.
* -- 1987 год, в котором фильм был восстановлен.
Community Info