carsonbecket (carsonbecket) wrote in drugoe_kino,
carsonbecket
carsonbecket
drugoe_kino

Categories:

Женщина в песках, 1964, Тэсигахара, Япония

Черно-белый японский фильм «Женщина в песках» («Suna no Onna», «Woman in the Dunes») режиссуры Хироси Тэсигахара (Hiroshi Teshigahara) был поставлен по известному роману Кобо Абэ (Kobo Abe). Лента вышла на экраны в 1964 г. Она дважды номинировалась на «Оскар» и получила специальный приз Международного кинофестиваля в Каннах.
Энтомолог-любитель Ники Джампеи (Eiji Ocada, Эйджи Окада, игравший также в фильме Алена Рене «Хиросима, любовь моя» одну из главных ролей – Луи), взявший краткосрочный отпуск, отправляется на провинциальное побережье с целью отыскать редкие виды насекомых. Увлекшись поисками, он опаздывает на автобус и вынужден искать ночлега у местных жителей. Селяне ведут его к дому одинокой вдовы. Дом этот расположен в ложбине среди дюн, и к нему нужно спускаться по веревочной лестнице. Переночевав у неожиданно радушной и несколько странной хозяйки (Kyoko Kishida, Киоко Кисида), гость собирается в путь, но единственная связь с внешним миром – лестница – убрана, а взобраться на крутой склон по осыпающемуся песку невозможно.
Основным занятием женщины, помимо, возможно, мелких подработок, является сбор песка, постоянно скапливающегося на дне ложбины. Сельская община за полцены продает этот песок строительным компаниям, не обращая внимания на то, что для строительства он совсем не годен (слишком богат содой). Еду, воду и утварь доставляют вниз на веревке; женщина никогда не поднимается наверх. Обескураженный таким положением, мужчина бунтует, пытается бежать, но все его попытки наталкиваются на непреклонность селян и упрямое смирение женщины, не знающей мира вовне (или разочаровавшейся в нем). Это смирение постепенно настолько подчиняет себе сознание бывшего энтомолога, что даже тогда, когда, через много месяцев, ему предоставляется шанс для побега, он не использует его. Быть может, он надеется, что вернется поднятая на поверхность, женщина, умиравшая от неудачных родов; быть может, лелеет извращенно честолюбивое стремление стать уважаемым членом общины; а, может быть, попросту свыкается и уже не видит особой необходимости в бегстве, поскольку от жизни все равно убежать невозможно.
Фильм подобен притче; в нем множество планов и путей, по которым может пойти восприятие и осмысление. Мне видится в нем аллегория на нашу жизнь в личных и общественных ее проявлениях. Действительно, каждый из нас всю жизнь отбрасывает песок. Однообразная, мало что дающая нашему личностному развитию и внешне бессмысленная работа, которую почти всем нам приходится выполнять, не только позволяет нам не умереть от голода и обзавестись определенными удобствами, но и является важнейшим способом общественной организации. Если кто-то откажется отгребать песок – эта работа ляжет в руки другого, и этому кому-то будет приходиться вдвое труднее. Если никто не сможет работать, нечем будет питаться, нечего пить. Праздный человек не может не перекладывать свою ношу на плечи другого.
Мы возводим свое будущее из песка и на песке. Дома, построенные нерадивыми строителями, превратятся в развалины, которые станут песком, и он засыплет дома наших потомков. Да и будут ли эти потомки? Бесплодная природа пустыни может сомкнуться над нами, если мы будем цепляться за устаревшие способы производства и еще более отжившие модели потребления. Ни водка, ни сигареты, ни радиоприемник, ни даже все наслаждения столицы не спасут того, кто обречен бездумно ползти к обманному благополучию. Насекомое, стремящееся найти выход из банки, будет всегда сталкиваться с закрытой кем-то наглухо крышкой. Есть ли у человечества надежда выбраться из всемирной ямы с песком, куда загнали его низкая производительность труда периферии и ожесточенная пропаганда потребления в центре?
Главный герой осознает, что, даже выбравшись из ямы физически, психологически бежать из нее он не в состоянии. И он остается в песчаной стране лотофагов, в своем собственном маленьком мирке, он погружается в спячку сознания – человека затягивает безвыходность происходящего, его ритмический трагизм и обреченность. Этот эскапизм – наследие одиночества и непонимания. Человек, единственным итогом жизни которого может оказаться краткая запись в «Энтомологическом атласе», без особого сожаления отвергает и это сомнительное бессмертие, и память о прошлом, не менее чуждую его настоящему «я». Он на неопределенно долгое время застывает в горловине песочных часов своей жизни.
Во все время просмотра бросается в глаза богатство символов, которое, тем не менее, не производит впечатления избыточности. Буквально каждая сцена наполнена образами, напрямую воздействующими на наше подсознание. Мертвенный свет, осыпающийся песок, сверхкрупные планы тел, шелестящая музыка создают ощущение безграничной затерянности, преходящести и ничтожности носителей жизни, копошащихся посреди чуждого сознанию мира. Этот фильм открывает зрителям внутреннюю подкладку жизни, до показа которой обычно кинодрамы не доходят.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Community