Это довольно грустно — полузабытье, которое поглощает великих, все еще действующих режиссеров. Френсис Форд Коппола — именно из таких. Его новые фильмы не становятся уже сенсациями или хотя бы знаковыми событиями сезона, что несправедливо, — как бы там ни было, но речь идет все-таки о незаурядном кино.
Вот так не слишком заметно прошла на экранах новая лента Копполы «Молодость без молодости». Она снята по мотивам новеллы Мирчи Элиаде. Этот румынский писатель, религиовед, философ, историк — личность столь же одаренная, сколь и противоречивая. В истории религии ему действительно не было равных — недаром за фундаментальную работу «История религиозных верований и идей» (1979) он был награжден французским Орденом почетного легиона. С другой стороны, у этого блестящего мыслителя был в биографии крайне неприятный период тесных связей с румынской «Железной гвардией» — нацистской группировкой, которая в начале Второй мировой войны приобрела дурную славу из-за совершенных ее членами еврейских погромов и политических убийств. Наследство Элиаде как литератора не так известно, как его научные исследования. В 1988 и 1992 годах в Румынии и Франции соответственно были экранизированы два его романа; но эти ленты широкой популярности не получили. В любом случае, Коппола взял не очень известный материал.
Главную роль ученого-языковеда Доминика исполняет Тим Рот. Его амплуа утонченного неврастеника обеспечило ему успех в исполнении главных ролей в фильмах независимых американских и английских режиссеров. Сложность задачи состояла в том, что от Рота требовалось сыграть два абсолютно разных возрастных периода своего героя — от дряхлого 70-летнего деда до цветущего мужчины, в которого Доминик превращается после удара молнии, открывая в себе еще и паранормальные способности. Актеру, в целом, все удалось, хотя эта роль, наверное, для него весьма спокойная, почти не содержит эмоциональных всплесков, в исполнении которых Рот является настоящим мастером.
Главная тема фильма — это время, точнее, взаимоотношения человека со временем. Получив благодаря чуду вторую молодость, герой Рота старается добраться до первоисточников языка, найти единый праязык, на котором говорили первые разумные жители Земли. Такую возможность ему дает встреча с Лаурой, как две капли воды похожей на Веронику (обеих играет Александра Мария Лара; ее предыдущая роль — в культовом британском фильме «Контроль») — трагически утраченную любовь ученого. Опять-таки, после удара молнии у Лауры появляется удивительный дар перевоплощаться в свои предыдущие жизни и в состоянии транса разговаривать на древних языках — с каждым сеансом, а точнее, приступом, она подходит все ближе к необходимому Доминику первоисточнику, но при этом стремительно стареет. Между прочим, из-за такого сюжетного хода «Молодость без молодости» является своего рода рекордом, учитывая количество языков, которые звучат в фильме: английский, итальянский, румынский, русский, немецкий, санскрит, древнеегипетский, вавилонский... Так или иначе, Доминик встает перед тяжелым выбором: либо снова потерять любимую, либо отказаться от дела всей своей жизни.
На самом деле, фильм Копполы скорее напоминает сказку, в лучшем случае романтическую легенду, чем драму или развлекательное фэнтези. Визуальное решение просто безупречно: впечатляющая работа с цветом, замечательная пластика каждого кадра и каждой сцены. «Молодость» представляет собой что-то наподобие импрессионистического полотна-воспоминания о Европе, которой уже нет. Именно за это, а также за неплохую работу главного актерского дуэта фильму можно простить и драматургическую разбалансированность, и досадный обрыв важных сюжетных линий, и явную нехватку убедительных ролей второго плана. Это все-таки не кино, а красиво нарисованная литература. И Коппола, в конце концов, может себе позволить даже это.
Дмитрий Десятерик
Community Info