Свободный Ганзей (gruftie) wrote in drugoe_kino,
Свободный Ганзей
gruftie
drugoe_kino

Categories:

Die Welle - Волна

Германия 2008
Режиссёр: Деннис Ганзель
Сценарий: Деннис Ганзель и Петер Торварт
В ролях: Юрген Фогель, Фредерик Лау, Макс Римельт, Дженнифер Ульрих и др.
Оффициальный сайт: www.welle.film.de

Премьера фильма состоялась 13-го марта 2008. Исполнитель главной роли Юрген Фогель - один из немногих современных киноактёров, обязанный популярностью исключительно своему актёрству, а не эффектной внешности. На нём, собственно, держится весь фильм. По первым кадрам показалось, что это обычный "подростковый" фильм и два часа будут потрачены напрасно. Оказалось, подростковость тут не в жанре, а просто действие происходит среди подростков. Фильм же совсем не подростковый, сделан в традициях "Эксперимента". Фильм очень быстро захватил внимание и уже не отпускал до конца. В его основе лежит роман, написанный по реальным событиям, происшедшим в Америке в 1967-м году.

Райнер Венгер, бывший "неформал", проведший юность в берлинских сквотах, а ныне преподающий физкультуру и историю - не совсем обычный учитель даже для Германии, где режим в школах по российским понятиям и так довольно либеральный. С школьниками он на ты и по имени. Он для них скорее старший друг, чем учитель. В начале фильма его постигает неудача. Предстоит тематическая проектная неделя. Райнеру достаётся тема автократии и он не знает, что с ней делать. Старшеклассников воротит от одного лишь намёка на Третий Рейх - за 12 лет учебы им уже достаточно прокомпостировали мозги по поводу их исторической ответственности и вины перед всеми и за всё. "Всё равно это у нас никогда не повторится. В наш просвещённый век..." Райнер задумывается, объявляет перерыв, а после перерыва предлагает школьникам поиграть с ним в игру.

Вводится строжайшая дисциплина. Райнер отныне не Райнер, а господин Венгер (о ужас!). Ученики должны его приветствовать вставанием в начале урока (о ужас ужас!), открывать рот только с разрешения учителя и всегда при этом вставать (наиполнейший ужас!): "Это стимулирует кровообращение." Всё понарошку и на добровольной основе. После урока он снова „Райнер“ и „ты“, а школьники - снова обычные немецкие подростки - тусуются, пьют пиво, крутят косяки и романы, редко слезая со скейтбордов и друг с друга, ставят спектакли, в общем, живут нормальной жизнью. Люди среди них самые разные - от шпаны, трудных подростков и изгоев до интеллектуалов и художников. Дальше-больше. Придумывают униформу - самую простую, джинсы и белая рубашка, но всё же свою собственную. Придумывают название ("Волна"), девиз ("Сила в дисциплине"), намёки на идеологию. Незаметно они перестают переходить после уроков с "вы" на "ты", им как будто нравится новый статус учителя и их собственный новый статус. Он теперь не старший друг, он - вождь, фюрер. Да и самому Райнеру эта роль начинает нравиться. Он на собственном примере показывает, как функционирует автократия. А подростки стали теперь частью чего-то нового, большого и сильного. Они внезапно почувствовали силу коллективизма и дисциплины. И неважно, что некоторые не стали играть в эту игру и оказались за бортом коллектива. Один парнишка - из благополучной бюргерской семьи - попав в "Волну", преодолевает всю жизнь преследовавшую его скуку и апатию. Другой - бывший изгой, у которого не было ни понимающих родителей, ни друзей, вдруг обретает в "Волне" смысл своего существования - ничего другого-то у него в жизни не оказалось. Он фанатично служит "Волне", пренебрегая любыми опасностями и даже уголовным кодексом. Турецкий юноша впервые почувствовал себя полноценным членом коллектива - всем стало наплевать, что он турок и мусульманин, он теперь один из них, один из "Волны". Постепенно "Волна" превращается в этакий гитлер-югенд, в этакую пионерию. Сам Райнер уже не знает, что ему важнее - "педагогические" цели игры или возможность насладиться своей властью, когда толпа внимает каждому его слову. Люди меняются поразительно быстро. В кинематографе эти в принципе непросто - показать, как меняется человек. Здесь же это, по-видимому, входило в художественную задачу - показать, как неестественно, неправдоподобно быстро происходят эти изменения в людях - совершенно нормальных людях, таких же, как мы все.



На примере этой "детской" игры показаны все типичные свойства "взрослого" авторитаризма: объединяющая идея, чувство локтя, общий враг... Становится видно, как много энергии, как много привлекательного содержится в фашизме, как легко поддаться соблазну и как неотвратимы последствия. Большинство, как кажется, оказываются в выигрыше, бывшие изгои, тихони, малозначительные личности, бывшие в условиях свободы и индивидуализма на периферии школьного общества, оказываются в центре событий наравне со всеми, и лишь совсем немногие с самого начала уходят в оппозицию, становятся своего рода диссидентами. Поучительностью или морализмом фильм, однако, не страдает. Действие развивается очень динамично и осознание того факта, что в основе лежат реальные события, добавляет остроты. Американский учитель Рон Джоунс, живой прототип Райнера, обладает даже некоторым внешним сходством с Юргеном Фогелем, если сделать скидку на возраст. Он присутствовал на съемках, подсказывая создателям фильма реальные детали происходившего, и снялся в эпизодической роли.

Снимая этот фильм, немцы нарочно пытались избегать слишком тесной привязки к Третьему рейху. В романе, да и в действительности речь шла как раз о нём, и всё началось как раз с просмотра фильма о Второй Мировой войне и концлагерях, а новое движение называлось „The Third Wave“ – «Третья Волна» с явным намёком на Третий рейх. Немцы же убрали слово «третья» вместе с прочими подобными намёками и вышли тем самым на какой-то более глобальный смысловой уровень. Фильм рассказывает вовсе не о переработке исторического опыта. В его центре находится человеческая натура и её свойства, делающие подобный исторический опыт возможным. Речь идёт не о натуре нацистских выродков, а о натуре нашей с Вами, любого гомо сапиенса. Каждому из нас бывает трудно сделать выбор, принять решение и было бы гораздо легче, если бы нашёлся человек, переложивший принятие решения и ответственность за него с наших плеч на свои. Всем нам, особенно в моменты личных неудач, иногда хочется почувствовать себя частью чего-то большого - большого коллектива единомышленников, большого дела с большим, высоким смыслом. Всем нам, хоть и не всегда осознанно, хочется чтобы нами манипулировали, то есть как раз принимали решения за нас. Решения как о конкретных каждодневных действиях, так и о глобальных целях и Смысле. Это и есть та самая питательная почва для «Волны» в каждом из нас. И волна эта может нагрянуть откуда угодно, в какой-угодно форме – в форме политического движения или очередной диктатуры, в форме замкнутой религиозной секты или религиозного фанатизма внутри основных мировых религий и вполне атеистических идеологий, под девизом борьбы с терроризмом или борьбы за свободу демократию. Формы разные, но механизм одинаков. Не важно, с какой целью подавляется индивидуальность и личность становится частью толпы, важно, что мы сами часто этого хотим, что-то в нас этого хочет.

Этот фильм вряд ли можно назвать оригинальным шедевром киноискусства (он и не претендует) и, если судить строго, в нём можно найти некоторые художественные натянутости. Его, однако, не отнесёшь и к "попсе" и мэйнстриму, хотя его создатели наверняка рассчитывали на коммерческий успех. В этом случае он будет вполне заслужен.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments