ubermensch_ru (ubermensch_ru) wrote in drugoe_kino,
ubermensch_ru
ubermensch_ru
drugoe_kino

Categories:

Персона: Алексей (кинофильм "Зеркало", реж. Тарковский).

Пересматривая в очередной раз "Зеркало" Тарковского, я не стремился наконец-таки объяснить всё происходящее, я понимаю, что этот фильм не головоломка и не математическая задача. "Зеркало" - это сложный синтез символов, которые, быть может, и не следует разгадывать, быть может, их достаточно просто воспринимать (созерцать?). Однако считаю, что уже могу позволить себе оценивать структуру личности главного героя, опираясь исключительно на собственное понимание значения образов Тарковского.

Уже с первой сцены режиссёр ясно даёт понять, что "может говорить" и будет говорить, несмотря на автобиографическую основу сценария. Тарковскому не откажешь в откровении. Обычно психоаналитики трактуют по своему художественные произведения, в "Зеркале" же, напротив, автор прибегает к спорным аспектам психоанализа, пытаясь на фундаменте детских переживаний построить символичный, двойственный и даже несколько сюрреалистичный мир.

Рассказ в кинофильме ведётся от первого лица, однако сам автор, участвуя в сценах, всегда находится за кадром, что усиливает восприятие зрителем детского образа Алексея. Алексея в детстве и его сына Игнатия играет один и тот же актёр, а мать Алексея и его жену играет одна актриса, что подчёркивает двойственность времени. Да, существует вечная проблема отцов и детей,  однако автор, будучи явным эгоцентристом, акцентирует внимание на себе, а вернее на  проблеме взаимоотношений со своей матерью. Детские переживания не дают Алексею покоя, он чувствует на себе вину и подсознательно желает вернуться в своё детство. Мать повлияла на него слишком сильно, и явно тот отрезок жизни, который герой прожил вместе со своей матерью, оставил самый яркий след в жизни Алексея. Душа требует эмоций и не важно каких, пусть это будут негативные эмоции, но это лучше, чем ничего, ведь переживания - это доказательство жизни перед самим собой. На самом деле, Алексей лишён всякого переживания, его эмоции остались в далёком прошлом, и, наверное, потому прошлым он и живёт. Жена Алексея не случайно копия его матери, а сын не случайно копия его самого в этом возрасте, более того, быть может, они вовсе и не похожие, однако внешняя схожесть подчёркивает то, что автор проецирует своё прошлое на настоящее. Конечно, у Алексея есть мать, однако он боится реальности и боится ответственности, для него мать это та женщина, кого он помнит в раннем детстве, однако, именно поэтому он пытается оказать хоть какое-то влияние на свою жену и своего сына, ведь в жене он видит мать, а в сыне себя. Невозможность исправить прошлое, боязнь исправлять настоящее - причина, по которой его заботит судьба жены и Игнатия. И всё же, очевидно, что он не в силах повлиять на чужую жизнь. Пусть Алексей и скрывается за маской цинизма, однако в действительности его психика совершенно истощена.

Судьба Алексея в каком-то роде была предрешена, ведь настоящее для него - лишь зеркальное отражение прошлого, а его прошлое изначально имеет фатальную природу, очевидную не только в предрешённостью повторения былых ошибок, но и в своей мрачной пессимистичной форме. Алексей "просто хотел быть счастливым", но сломался под влиянием притягательного сюрреализма своих воспоминаний.

http://ubermensch-ru.livejournal.com/876.html

Tags: Андрей Тарковский
Subscribe

promo drugoe_kino 七月 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments