isstari_32 (isstari_32) wrote in drugoe_kino,
isstari_32
isstari_32
drugoe_kino

Category:

"Брат" А. Балабанов

 Фильм «Брат» для 90-х  знаков. Этакое новорусское «На последнем дыхании», где Бодров индивел замороженным лицом, что с поправкой на климат вторило резиновому Бельмондо, кривлянья которого лишь четче очерчивало стену, о которую плющилось его лицо. «Брат» обещал открыть собой целый ряд фильмов, крупно  узнающих непосредственную жизнь человека, обнаруживающих нерв существования. Однако, за «Братом» ничего не последовало, дыхание оказалось прерванным, ушедшим в песок, быстро заткнувшимся. Интересно понять, почему так вышло?
 

То ли фильм появился слишком неожиданно и среда, могущая продолжить подобное дыхание, развить его была неподготовлена. То ли сам нерв и непосредственность «Брата» оказались сырыми, поверхностными и сымитированными.  

90-е были плохим временем для хорошего кино. Трудно было найти что-то устойчивое среди того суетливого, неразборчивого, грязевого потока, заполнившего собой действительность. Но одной устойчивости для хорошего кино мало, необходимо обнаружить еще незанятое пространство – точку выхода из замкнутой картины мира, обрисовать незанимаемость будущего.

Если зритель видит, как именно незанято его грядущее, это позволяет ему ощутить свое будущее, как форму неизбежного слияния себя с остальными, как обязательность своего освобождения.

Хорошее кино сообщает  зрителю, что люди разделяются только прошлым, будущим они собираются. Это и есть искомая империя  грез, обещание исцеления, за которым стоит приходить в кинозал.

История «Брата» незамысловата и типична, она скалькирована с многочисленных боевиков – простой парень держится корней и мстит злодеям  не за то, что они злодеи, а за их избыточный профессионализм, за их оторванность от почвы.

В «Брате» подкупает не история, она настолько легко проговаривается, что и снимать ее как-то незачем. Это, кстати, характерно для кино Балабанова. Его истории через чур байки. Непонятно при этом, зачем снимать то, что легко исчерпывается пересказом.

«Брат» удался не историей – фактурой, фоном, монохромным, испускающим дыхание Петербургом 90-х. Замершая, статичная, фотографично отчетливая среда Петербурга оказалась определяющей для всех 90-х.

Эта невольная находка – окостеневший взгляд времени -  ценна тем, что 90-е требовали как раз обратного, требовали своей крикливостью, ажиотажем, мусорной егозливостью. Балабанов, рассказывая нам о другом, невзначай сообщил  манерой своего повествования, лишь интонацией главное  - время остановилось. «Времени больше не будет».

Это очень емко для кино и  вообще для искусства – рассказ об одном через другое. Так появляются объем, чувство целого, следы времени,  голос. Появляются через естественное сличение различных материалов. Важность балабановского манифестного сообщения тем существеннее, чем нейтральнее, произвольнее оно высказано.

Так же без усилий, с патологичной естественностью присутствует в «Брате» и Бодров. Он так же выпадает из криминальной истории, как из нее выпадает уже нешевелящиеся время. Бодров пришел не для того, чтобы сыграть в кино, оживить персонажа. Он пришел сообщить нам, что есть нечто цельное, недробируемое, неделимое – не играемое.

Бодров делает своего персонажа неподвижным, добродушно вкопанным отморозком, кем, впрочем, и являлся  в силу своих  актерских способностей.

Эта актерская застылость удивительным образом коррелирует с такой же замершей, остановленной средой. Бодров соответствует ей, как «Терминатор» наоборот, он еще определеннее подчеркивает слитость, слипшесть мира. Он приходит, как русский детерминатор – подклеить то, что расползается, вбить любую кочку обратно в землю – ибо она слишком шевелится – покой обижает, устойчивость дразнит. Чем неподвижнее, тем правдободобнее, родственнее, теплее, корневее.

В этом мире ничего не может произойти, кроме уже произойденных нас, - сообщает нам Данила каждой своей монументальной ухмылкой. Вот эту «произойденность нас» он и отстаивает. И спокойно как-то от этого.

У Балабанова в «Брате» вышел своевременный, аутентичный ответ на  внешний искус производственного, технологичного кино. Ответ простой и незыблемый: « все стоит» и «ничего не будет». «Брат» был принят массово и интуитивно, зритель устал от беспокойного искусства, ждал равновесия, равноправия с киноэкраном, как равноправия с властью. Вот пришел Данила и пообещал: «сейчас все будет», «можно будет перестать смотреть и ждать, можно будет просто жить».

«Брат» - кино морального спокойствия, взгляд самодельного птеродактиля, не могущего войти в муравьиное время. Это взгляд обнял собой всех опоздавших и  несоответствующих, верных своей  огородной, местной органике вопреки всеобщей рыночной, лютой конвертации.

Фактура фильма и манера Бодрова сыграли в фильме роль поворачивающегося вспять времени, задали такую иллюзию, встреченную зрителем с восторгом. Для Балабанова кино вообще, кажется, искусственное искусство, он его не снимает – расправляется  с ним. Если Годар со своими присными покушался на современное ему кинопроизводство, требуя вынести его на улицу, то Балабанов без всяких присных взялся заколачивать своим кинозабором назойливый объектив кинокамеры хотя бы ради того, чтобы зритель мог ощутить шершавость дерева, его вторую жизнь.

Балабанов ввел «Братом» некий фильтр, который тщетно пробовал обрисовать Юффит – меру сплошного, невидимого, насильственного и родственного, за которым все только начинается.

За «Братом» ничего кроме жизни не могло последовать. Жизни не последовало и создалось ощущение, что не последовало больше, чем ничего.   

 

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments