1_charlemagne (1_charlemagne) wrote in drugoe_kino,
1_charlemagne
1_charlemagne
drugoe_kino

Categories:

"Аризона, твою мать!" или Сердобольные стервятники. "Поворот" (U-Turn), реж.Оливер Стоун, 1997 год.

      По пыльным дорогам Аризоны ( той самой, убийственно прекрасной, с Большим каньоном во главе) в "Форде Мустанге"  1964 года выпуска, под развесёлую песню Пегги Ли "Its a good day" ( а по части чёрного юмора Оливер Стоун, в лучшие свои годы, мог дать фору братьям Коэнам) сомнительный типчик Бобби Купер (Шон Пенн) на всех порах несётся к своей Судьбе. И никакие знамения, вроде дохлого кайота, терзаемого пернатыми любителями мертвечины или придорожных крестов с пластмассовыми венками ему не указ.
   
На пустынной развилке у его радиатора взрывается патрубок и, чертыхнувшись ( так и хочется написать "чертыпыхнувшись", что гораздо ближе к истине, но виртуальный словарь подсказывает мне, что такого слова нет), Бобби сворачивает направо, в городок Превосходный. Superior он сам, при ближайшем рассмотрении весьма ёмко аттестует, как: "Похоже на город, только хуже". Пыльно, жарко и до ужаса провинциально. Конечно, не Лас-Вегас, в который Бобби так стремится. Стремится потому, что имеет полную сумку портретов американских президентов, потому, что кинул на эти портреты психованного русского мафиози (Валерий Николаев), потому что, в конце концов, так хочется забыть про свои два пальца, отрезанные подручными мафиози с помощью садовых секаторов. А в Лас-Вегасе можно начать жизнь новую. 
   Но не получится. В какие-то полчаса Бобби лишится всех своих денег, машины, будет неоднократно избит и раскроет перед русскими место своего пребывания. Ситуация, как кажется, абсолютно безысходная. И тут, как в сказке, видя его затруднения, на помощь к нему приходит колоритная супружеская чета в исполнении Ника Нолти и Дженнифер Лопес. И каждый из них, поочерёдно, будет предлагать залётной пташке за большие деньги убрать его дражайшую половину. Обаятельный недотёпа Купер, конечно, не убийца, но уж в больно гадкое место он попал, уж больно ситуация для него патовая. И, загнанный в угол, он решается.
  Этот фильм показывают студентам ВГИКа для того, что бы объяснить им на пальцах( извините за каламбур), что такое драматический поворот и с чем его едят ( в этом смысле творение Оливера Стоуна вполне оправдывает своё ёмкое название: поворотов, больших и мелких, в нём не меньше сотни, и честное слово, до самого конца вы ни за что не догадаетесь, чем там в финале всё закончится) 
   Но для меня ( а смотреть "Поворот" на большом экране - это отдельное удовольствие) картина показалась особенно ценной исповдоль, очень осторожно, вкрадчиво вводимой режиссёром темы инфернальности, тайны, загадки провинциального пространства. По сути Стоун для этой цели использует три инструмента: музыку Эннио Морриконе, панораму Аризоны и... Дженнифер Лопес. 
   Если с Морриконе всё более-менее понятно: он относится к числу тех магов, которые своим присутствием и откровенную подёнщину способны поднять до экзистенциальных высот....
   Если красота и сила Природы - это единственное, что ещё способно в нашем постпостмодернистском мире вознести  драму до уровня античной трагедии (вспомним хотя бы недавний кино-эксперимент Вырыпаева: хоть вещь и спорная, но направление выбрано верное)...
    То представить себе, что из Джей Ло можно вытянуть что-то инфернальное... Это уже из разряда самых настоящих чудес, это всё равно, что оживить полено. Как справедливо заметила одна моя знакомая: "Дженнифер Лопес - это женщина-тело". Но у чудесника Стоуна "это тело" временами выглядит если не призрачной Лилит, то всё же самой настоящей Ламией - женщиной-демоном, страдающей и эфемерной, пьющей по ночам кровь некрещённых младенцев. 
  Если бы дьявол возжелал обрести киноплоть, то это конечно же была бы не недавняя вульгарная оболочка Дженнифер Лав Хьюитт ("Дьявол и Дэниэл Уэбстер"). Он избрал бы себе сомнабулическую Дженнифер Лопес в прочтении Оливера Стоуна.
  Её полуиндеанка Грейс - страдающая, невинная и порочная, странным образом близка  двум героиням русской классики. Во-первых, это, конечно, Катерина из "Грозы" Островского. 
  Образ Грейс, её тотем, можно сказать, - это птица, на что недвусмысленно указывает режиссёр ещё во время начальных титров. Мотив полёта, покидания чудовищного Superior а не оставляет фильм до самого конца.
  "Если бы я была птицей, то улетела бы во Флориду, в Дисней Уорд. Мне всегда хотелось съездить туда. А потом я слетала бы в Нью-Йорк. А потом слетала бы в Сент-Луис и по всему Техасу. Потом я полетела бы в Калифорнию. А потом посмотрела бы всё-всё... и умерла"
   Это говорит Грейс, стоящая на краю обрыва, в развевающемся красном платье. Ну, как можно, видя это красное платье и предчувствие-ожидание неизбежной смерти,  не вспомнить чеховскую "Драму на охоте"? И Оленька, дочь лесника, и Катерина, кстати, были провинциальными героинями.
   И здесь мы, как кажется,  подступаем к заглавной теме картины Стоуна. 
   В своё время Константин Плешаков так начинал своё эссе "Провинция или Цветы запоздалые": "Кол тебе в пузо, провинция! То, туда и тебе - русская, американская, даже европейская! <... >
За какие наши грехи допустили тебя на свет, изуверское мероприятие, поминки по жизни, сельский мешок, соглашательница, скопидомка, гиена, тварь!"
И дальше идёт перечисление родовых меток провинции американской, как то: "резиновый хлеб, покупаемый на бензоколонке", "городская газета в десять экземпляров", "альцгеймерова старость в огромных "олдсмобилях"", "кастрированный котяра в тоске душаший скучающих белок", "миллионы долларов на срочных вкладах, тратящиеся на подержаную плетёную мебель", "герой дня - койот, забежавший в кухню и цапнувший мисисс Недотрахинс за отвислую ягодицу (браво, койот!)", и главное - "несущееся в оба конца, недоступное нам шоссе".
   Помножьте все эти составляющие на три и вы получите себе представление о городке Превосходный. Но нельзя сказать, что Стоуна интересовала только сатира на американскую провинцию. Superior  - это городок странный, сочащийся вязким безумием, где всё не то, чем оно кажется. 
    Дохлая собака лишь притворяется мёртвой, слепой видит, темноволосая полуиндеанка присваивает себе родовое имя голливудских блондинок, шериф лишь притворяется гуд гаем, даже Билли Боб Торнтон сам на себя не похож.  
   Роскошнейшее созвездие актёров (помимо уже упоминавшихся, ещё и Клэр Дэйнс, Хоакин Феникс, Джон Войт и Лив Тайлер!) заселяет захолустные интерьеры бестиарием из всех самых  расхожих киношных типажей, разыгрывают перед зрителем кровавый гиньоль, густо замешанный на убийствах, предательстве, инцесте, безумии. И, конечно, надежде на лучшее. Но это пустое. Аризона никого не отпустит.
   Полёт о котором так страстно мечтала героиня Лопес всё же состоится, когда в финале камера оператора взмоет на печальными песчаниками 48 штата и, под мерцающую музыку Эннио Морриконе, понесётся во Флориду, в Сент-Луис, в Калифорнию и в Нью-Йорк. И окончательно станет понятно, что Аризона для автора фильма - это территория мистическая, живущая по своим древним законам и до сих пор верная своим древним индейским идолам. То что произошло с Бобби Купером и другими жителями Превосходного всего лишь незначительный эпизод, мелкая месть этой земли белому человеку, изгнавшему с насиженных мест её былых обитателей, и такому смешному со своими муравьиными проделками перед лицом вечного Гранд Каньона.
      Напоследок не могу не процитировать один из моих любимых диалогов в фильме. Шон Пенн беседует с надоедливой лолитой (совершенно безумная и неузнаваемая Клэр Дэйнс). Та просит у незнакомого симпатичного мужчины монетку для музыкального автомата и, услышав, что для него "Всё кантри -  говно", обещает поставить что-нибудь "на свой вкус".
    Дэйнс: "Вам нравится Пэтти Клайн? Я без ума от неё! Никак не могу понять, почему она не  
                  записывает новых пластинок?"
    Пенн:   "Наверное потому, что она умерла".
    Дэйнс:  " О, какая жалость! Неужели вам не жалко?!"
    Пенн:    "У меня было время прийти в себя"
    Дэйнс:  " Вы, наверное, не местный. Откуда вы приехали?"
    Пенн:    "Из страны Оз"
    Дэйнс:  "Ха-ха-ха! Неправда! Неправда! Такой страны не бывает! Она из кино!"
    Пенн:     "Тебя не проведёшь".
Зрителей, однако, тоже. Фильм в своём роде культовый, за который Кинематограф, собственно, и любишь. Приятного Вам просмотра.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments