AntonTheLawyer (antonthelawyer) wrote in drugoe_kino,
AntonTheLawyer
antonthelawyer
drugoe_kino

Человек, которого не было / The Man Who Wasn't There (2001)

 

“Человек, которого не было” (“The Man Who Wasn’t There”)

США, Good Machine, Gramercy Pictures, Mike Zoss Productions, The KL Line, Working Title Films, 116 мин., 2001 г.

В ролях: Билли Боб Торнтон, Фрэнсис МакДорманд, Майкл Бадалукко, Джеймс Гэндольфини, Кэтэрин Боровитц, Джон Полито, Скарлетт Йоханссон, Ричард Дженкинс, Тони Шэлхауб, Адам Алексии-Малле и др.

Режиссер: Джоэл Коэн
Авторы сценария: Итан и Джэл Коэны
 

"Рано или поздно, каждому нужно будет подстричься..."
(Эд Крэйн)


Эд Крэйн (Билли Боб Торнтон) очень много курит. То есть любой курильщик, к отряду которых я и сам относился еще полгода назад, рано или поздно упрекает себя в том, что много курит. Но Эд Крэйн курит не просто много, он курит практически все время. В английском языке есть такое понятие как “chainsmoker”, наиболее адекватно, на мой взгляд, переводимое как “курящий “одну за одной”. Это про него.

Эд женат на Дорис (Фрэнсис МакДорманд), красивой и эффектной женщине, привыкшей самостоятельно принимать решения и ни перед кем за это не отчитываться. Дорис работает бухгалтером в семейном магазине, принадлежащем Энн Нирдлингер (Кэтэрин Боровитц). Управляет этим бизнесом муж Энн Дэйв (Джеймс Гэндольфини) – предприимчивый и самоуверенный мужчина средних лет, добившийся определенных в успехов в своей области. Не грандиозных, но, по крайней мере, достаточных, чтобы заслужить гордое прозвище “Большой Дэйв”. У Дорис отличные отношения с Большим Дэйвом, а иногда Эду даже кажется, что слишком отличные. Но он ее, в общем-то, не сильно ревнует, потому как, положа руку на сердце, их брак больше походит на некий негласный пакт о совместном проживании и невмешательстве, нежели на плод взаимной любви или страсти.

Сам Эд работает в парикмахерском салоне своего шурина Фрэнка (Майкл Бадалукко) “мастером за вторым креслом”. За первым креслом трудится сам Фрэнк – безудержно болтливый и очень добродушный итальянский увалень, который обожает свою работу, но еще больше обожает болтовню. Эд – полный антипод Фрэнка, и, наверное, поэтому они прекрасно уживаются под одной крышей. Сказать, что Эд – просто молчаливый парень, значит покривить душой. Нет, мистер Крэйн извлекает из себя слов примерно настолько же мало, насколько много курит. Такое впечатление, что клубы дыма из очередной сигареты и есть его средство общения с окружающим миром.

Такова краткая диспозиция. Вроде бы всех все устраивает (особенно всех устраивает тихий и покладистый Эд), но этот небольшой людской муравейник взрывается, когда герой Торнтона решается на Поступок. Совершенно случайно он знакомится с напоминающим проходимца свободным предпринимателем Крейтоном Толливером (Джон Полито), возбужденно рассказавшим ему об идее открытия сети революционно новых “сухих” химчисток. У Толливера есть идея, но нет необходимых десяти тысяч долларов для ее реализации. У Эда их тоже нет, но Эд знает как их достать. Нужно всего-то написать письмо Большому Дэйву, где будет сказано, что некто знает о связи Дэйва и Дорис, и этот некто готов промолчать за те самые десять тысяч. Однако вполне жизнеспособный, на взгляд Эда, план катится к черту, когда становится ясно, что Толливер знаком с Большим Дэйвом, и герой Гэндольфини может выяснить, чья в действительности это затея.

“Человек, которого не было” был просмотрен мной за три недели до “Старикам тут не место”, и к нему я так же с полной уверенностью могу прикрепить обозначенный в отзыве на последнюю работу Коэнов лейбл “haute cinema”. При этом и по стилистике, и по настроению, эти две картины – совершенно разные, и ничем между собой не связанные. Хотя, нет, есть все-таки то, чем они похожи. Какое-то совершенно потрясающее качество и глубина режиссуры. Прибавьте к этому стилистически безупречную и тончайшую операторскую работу Роджера Дикинса, за которую тот удостоился номинации на "Оскар" и ряда менее громких премий, и получится кино, которое уже не стремится к каким-то высотам и планкам. Потому что оно само эти планки устанавливает.

Идея этого фильма пришла к Коэнам во время работы над “Подручными Хадсакера”. Во время одной из сцен, снимавшейся в парикмахерской, Итан и Джоэл обратили внимание на постер, который изображал варианты стрижек, модных в Америке в сороковые годы. Братья сразу попытались развить концепцию, но на то, чтобы воплотить ее в полноценный сценарий понадобилось около 5 лет. По собственному признанию Джоэла, на такой сюжет их с Итаном во многом вдохновили романы Джеймса Кейна, перу которого принадлежат бестселлеры “Почтальон всегда звонит дважды” (“The Postman Always Rings Twice”) (в экранизации этой книги блистает Николсон) и “Двойная страховка” (“Double Indemnity”). 

Продолжение отзыва - здесь.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments