desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Сыщик / Sleuth

Дуэль демонов

Жаль, что этот фильм может пройти практически незамеченным. Ведь в «Сыщике» соединились мастерская режиссура, качественная драматургия и замечательные актерские работы.

Среди этих трех компонентов самым выразительным является драматургия. Лента снята по пьесе Энтони Шаффера. Британский режиссер Кеннет Брана не первый, кто берется за экранизацию этого произведения, — в 1972 году по нему поставлен фильм великого Джозефа Манкевича. Главные роли тогда сыграли живой классик театра и кино сэр Лоуренс Оливье и тогда еще совсем молодой Майкл Кейн. Сравнение — метод весьма ненадежный, так как имеем очень разных режиссеров, разные эпохи и совершенно непохожий кинематограф. Объединяет эти работы разве что пьеса Шаффера. И основные ее достоинства в новой версии, кажется, сохранены. Это как раз тот случай, когда смотришь фильм и наслаждаешься неожиданными поворотами сюжета и виртуозными диалогами — тем, к чему приложил руку не только автор первоисточника, но и сценарист.

А сценарист фильма — ни много ни мало лауреат Нобелевской премии по литературе Гарольд Пинтер. Подробный рассказ об этом выдающемся британском драматурге, поэте и публицисте займет не один десяток страниц. Напомним лишь, что он последний из послевоенного поколения гениальных драматургов, к которому относят также Сэмюела Беккета и Эжена Йонеско, — шедевры этой гениальной троицы еще принято называть театром или драматургией абсурда. Впрочем, произведение Шаффера к данному стилю непричастно — это совершенно нормативная пьеса с линейным, камерным, но весьма острым сюжетом. А обработка Пинтера сделала фабулу более гибкой, энергичной — более кинематографической.

Итак, некий Майло Тиндл приходит к знаменитому и богатому писателю Эндрю Вику и просит его дать развод супруге, с которой у Тиндла любовь. События развиваются абсолютно непредсказуемо, порой просто дух захватывает от головокружительных коллизий. Фактически стандартная ситуация адюльтера превращается в настоящую психологическую дуэль двух по-своему сильных личностей, ни одна из которых не привыкла проигрывать. Ясное дело, очень много здесь зависит от актеров.
На сей раз Кейн играет Вика, изображая того старым бонвиваном со множеством небезобидных капризов и поистине дьявольской волей к их исполнению. Со своей стороны, Лоу-Тиндл — это виртуоз перевоплощения, обмана, блефа. Если Вик — это пожилой демон, то Тиндл — демон молодой, энергичный и не менее коварный, мало того, еще и по-настоящему привлекательный, что в данной интерпретации много значит.
Кеннет Брана известен прежде всего как экранизатор классики — его режиссерский дебют «Генри V» заслужил всеобщее признание; не менее интересно прочтение «Гамлета», комедии «Как вам это понравится», а в 2006-м он просто ошеломил Венецианский фестиваль роскошной — иного слова не подберешь! — киноверсией «Волшебной флейты» Моцарта. В картине по современному сценарию Брана использует привычные для него театральные приемы. Действие разворачивается в павильоне; роскошный дом Вика напоминает творение сценического декоратора в стиле хай-тек — с широкими задниками, лестницами, эффектно рассекающими пространство, мощными источниками света. Преобладают любимые цвета Браны — синий и белый. Много ракурсов, так сказать, параноидального толка — либо съемка с верхней точки, либо с нижней на уровне пояса, когда не видно лиц, только руки — что подчеркивает вуайеристские и манипуляторские наклонности Вика. Одним словом, с визуальной точки зрения работа Браны почти безупречна. Чего нельзя сказать о драматургии — не написанной, а той, которую выстраивает сам режиссер внутри фильма.

Как ни досадно, но в последней трети «Сыщик» ощутимо теряет и в остроте, и в напряженности, и в силе характеров. Когда жестокая комедия, которую разыгрывали герои, начала перерастать в настоящую драму — обнаружилось, что к подобному развитию событий не готов в первую очередь сам Брана. Финал должен бы принести самое глубокое потрясение — а оказалось, что запас «катарсисов» уже давно исчерпан. Безусловно, в драматургии Шаффера есть недостатки. И святая обязанность режиссера превратить их в собственный триумф. А впрочем, возможно, это просто придирки рецензента, который требует совершенства во всем. Ведь достоинств в «Сыщике» намного больше, чем слабых мест.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments