desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

Нефть/There will be blood

Сага о Дэниэле Великом

Неизвестно, что хуже — тотальное неприятие или одностороннее, суженное одобрение. Что касается последнего — очевидно, о «Прольется кровь» (дословный перевод названия картины, известной у нас как "Нефть") станут говорить как о приговоре современной (читай — американской) цивилизации, построенной на безжалостной эксплуатации человека и природы. Это представляется ошибочным хотя бы потому, что Андерсону, одному из самых одаренных независимых режиссеров США, подобная тенденциозность категорически несвойственна. Свидетельство тому — его предыдущие блестящие работы; вряд ли кому-либо сегодня придет в голову сводить к изобличению порноиндустрии «Ночи в стиле буги» (1997) или телебизнеса — «Магнолию» (1999).

После просмотра «Нефти» возникают ассоциации с архетипическими сюжетами — «Дон Жуаном», «Макбетом». Или, если говорить о классическом кинематографе, — с «Гражданином Кейном». Ведь перед нами безусловно сильная личность — нефтедобытчик Дэниэл Плейнвью (Дэниэл Дей-Льюис), поставивший себя над законами — и человеческими, и божьими. Мы наблюдаем за его постепенным восхождением к богатству и власти с самых низов — от первых струй нефти, брызнувших из-под его лопаты в темной копанке, к собственным вышкам с сотнями рабочих и роскошному дворцу. Дэниэл — образец первопроходца, он один из тех, кто строил Америку. Однако не все так просто.

Практически все актеры показали яркую профессиональную игру. Прежде всего это Пол Дано, который сыграл святошу и лицемера Эли Санди, и Диллон Фризер в роли сына Дэниэла — юный артист сумел наполнить образ недетской силой. Но если уж говорить об актерской составляющей фильма, то «Нефть» — это прежде всего Дей-Льюис.
В 1990 году этот британский актер получил «Оскара» за роль больного церебральным параличом в ирландско-британском фильме «Моя левая нога: история Кристи Брауна», однако настоящая слава пришла к нему после роли главаря бандитов Билли-мясника в «Бандах Нью-Йорка» Мартина Скорсезе. У Андерсона он сохранил похожий типаж — тот же усач с густыми бровями, внимательным взглядом и коварной улыбкой. Правда, прибавилась шляпа с лихо заломленными полями, строгий деловой или экспедиционный костюм — в результате имеем цельный портрет неординарной и властной личности. Ему неинтересно с людьми, он видит их насквозь. Зная, что правды на земле нет, он уверен, что ее нет и выше. Но вот что удивительно: при всем том, что этот герой шагает по головам, что он с легкостью нарушает свое слово, убивает, отрекается от собственного сына, — в нем есть нечто (и это в равной мере заслуга и режиссера, и исполнителя), что зачаровывает, притягивает, вызывает сочувствие. Для Дей-Льюиса эта роль, безусловно, — наивысшее достижение.

Однако здесь проявляется и специфика режиссуры Андерсона: он открывает зрителю истину постепенно, мы не видим ситуацию сразу и в целом — это как путешествие по дому, в котором каждая новая комната является частью большего и более сложно устроенного помещения.. Одна из загадок — мотивы поступков Дэниэла. Его бунт продолжается до последнего, он даже идет на ухищрения, притворяясь набожным, образцовым прихожанином, — но лишь для того, чтобы под конец нанести свой мощнейший удар, точнее, ряд ударов по всей той фальшивой морали, которую так ненавидит. Возможно, это действительно донжуановский бунт против Бога, а может — макбетовская жажда власти, не считающаяся ни с какими жертвами. Однако, искалечив и погубив не одну жизнь, Дэниэл, как ни странно, в этих жестоких играх все же сохранил свою сущность — какой бы противоречивой она ни была.

Экспрессивности сюжета соответствует и визуальное решение ленты. Андерсон использовал для съемок раритетную камеру и пленку особого формата. Так или иначе, изображение в «Нефти» близко по своим качествам к настоящей живописи. Некоторые эпизоды, к примеру пожар на вышке в середине фильма, безусловно, войдут в историю кинематографа. Да и в целом картина Андерсона — насыщенная страданиями, страстями и красотой — еще долго не будет иметь себе равных, по крайней мере, в Новом Свете.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments