“Нефть” | “There will be blood” (США, 2007)
Режиссёр: Пол Томас Андерсон
Автор сценария: Пол Томас Андерсон
В ролях: Дэниель Дей-Льюис, Диллон Фрейзер, Пол Дано, Кевин Дж. О`Коннор, Кьяран Хайндс
Композитор: Джонни Гринвуд
Конец XIX века, Калифорния. Начав свой путь простым шахтёром, Дэниель Плейнвью (Дэниель Дей-Льюис), в одиночку воспитывающий сына (Диллон Фрейзер), постепенно добивается всё больших результатов и становится вполне преуспевающим нефтедобытчиком. Получив весть о богатом месторождении нефти в Маленьком Бостоне, Дэниель приезжает туда и понимает, что счастье улыбнулось ему: никто в захолустном городке, кроме мечтающего стать священником Илая (Пол Дано), и не подозревает, какое богатство лежит у них под ногами. Плейнвью разворачивает бурную деятельность и дела его резко идут в гору - но, похоже, за успех Дэниель расплачивается душой.
И это самый большой успех для всего проекта, ведь сложно и представить кого-либо другого на месте главного героя. Непреклонный, властный, жестокий, не терпящий конкурентов и чужого превосходства, готовый добиваться своего, невзирая ни на что, Дэниель Пейнвью чем дальше по пути успеха, тем больше озлобленный и постепенно погружающийся в пучину безумия, - словно наглядное воплощение изречения “Цель оправдывает средства”. А метафора, заключённая в названии, несколько раз приобретает вполне зримые очертания. История - как несложно понять, даже не будучи осведомлённым о творческих достижениях Андерсона - не из радостных и светлых, к тому же носит, что называется, медитативный характер (в немалой степени тому способствует тревожная музыка, записанная гитаристом Radiohead Гринвудом) – так, на протяжении первых 15 минут в фильме вообще не произносится ни слова, не считая протяжного вопля “No!”.
Однако Дей-Льюис, у которого здесь попросту нет конкурентов, тащит на себе сюжет, словно могучий локомотив: трудится ли Пейнвью в шахте, заключает сделку, пуская в ход всё своё тёмное обаяние, или яростно спорит с оппонентами – от него просто не оторвать взгляда. У Дэниеля столь мощная энергетика, а от его персонажа мизантропия расходится такими активными импульсами, что ощущаешь это практически на физическом уровне. Режиссёр Джим Шеридан, у которого актёр снимался в трёх фильмах, замечал в одном из интервью: “Если Льюис не выкладывается на сто процентов, он словно поступается принципами. Актёру невозможно стереть до конца собственное “Я”, но Льюис приближается к этому так близко, как никто другой”. Дэниель и в самом деле каждый раз будто бы растворяется в своих героях, тратя немалое время на вживание в образ, но и окупаются усилия сторицей. В итоге фильм – словно памятник в бронзе дарованию Дей-Льюиса: постфактум понимаешь, что и пять часов в его компании не показались бы чрезмерно долгими.
Community Info