IM (epikriz) wrote in drugoe_kino,
IM
epikriz
drugoe_kino

Category:

Легенда о Динозавре (1977)

  
Темным зимним вечером 1979-го года мы возвращались со школьного культпохода в кино и горячо обсуждали очень актуальный для нас вопрос - до какого этажа может дотянуться динозавр. Только что просмотренная "Легенда о динозавре" потрясла нас до глубины души, и мы продумывали план действий на случай появления ящеров в наших новостройках. В конце концов мы пришли к выводу, что динозавр сможет достать максимум до 4-го этажа. Моя семья жила на 10-м, что вселяло некоторую уверенность в завтрашнем дне. А вот один из моих школьных друзей жил на втором. И ему от этого было очень невесело...


Строго говоря, "Легенда о динозавре" была не первым фильмом ужасов, который удалось увидеть массовому советскому кинозрителю. В прокате ей предшествовали такие острые ощущения как путешествия американского Синбада и даже отечественный "Вий". Тем не менее, "Легенда" стала настоящим культурным событием, поразив неискушенную советскую публику своим прямолинейным графическим натурализмом. Даже сегодня "кровавое" насилие некоторых сцен кажется чрезмерным. Японские, скажем так, кинематографисты потрошили животных и людей с непосредственностью ребенка, отрывающего головы куклам. Любопытно, что до недавнего времени было практически невозможно найти интернациональную копию этого фильма, которая не была бы немилосердно урезана. С тех пор, как в 1983-м году заботливый американский прокатчик Sandy Frank отредактировал "Легенду" для показа по американскому телеканалу "USA Network", наиболее забористые сцены исчезли даже из пиратских копий.

Пересматривая фильм сегодня, невозможно не задаться вопросом - чем руководствовалась целомудренная социалистическая цензура, когда пропускала это бессмысленный и беспощадный японский трэш на советские экраны? Особенно удивительно, что пропустила она его в практически неотредактированном виде, со всеми разорванными пополам телами и выклеванными глазами. Можно заподозрить, что этот странный выбор объяснялся тем, что "Легенда" была дешевым, доступным по цене фильмом. Но это совсем не так. По тогдашним японским меркам это было вполне крупнобюджетное кино, ставшее самым дорогим на тот момент проектом известной японской киностудии "Toei".
Лично я думаю, что причиной нетипичной толерантности цензуры явилось не что иное, как "соревнование двух систем". Незадолго до создания "Легенды" на западные экраны вышел эпохальный фильм С.Спилберга "Челюсти". Прокат этого фильма сопровождался таким шумом в международной прессе, что его отголоски докатились и до СССР. Я своими ушами слышал как "политический обозреватель" из воскресной передачи "Международная панорамма" рассказывал об американских зрителях, которые после просмотра "Челюстей" сходили с ума не выходя из кинотеатра.

Нетрудно видеть, что "Легенда" заимствует многие сюжетные ходы у явно вдохновивших её "Челюстей". Гигантское чудовище, нападающее из воды на всё подряд, приезд свободомыслящего и бесстрашного "ученого", молодые недоумки, пугающие население при помощи фальшивого плавника, городской мэр, обеспокоенный перспективой паники, драматическая сцена в лодке, и так далее - всё это является очень узнаваемым. В известном смысле, "Легенда о динозавре" - это своего рода "Челюсти" для бедных. Неудивительно, что именно на неё запал советский кинопрокат. Советская киноиндустрия, не способная произвести ничего равного по зрелищности американским блокбастерам, остро нуждалась в "нашем ответе Чемберлену", в наших советских "Челюстях".

На помощь очень кстати пришли кинематографисты из конкурирующей с США Японии, которые из обломков спилбергского сценария соорудили традиционный фильм жанра "Kaiju Eiga" (гигантский монстр). Законы этого жанра таковы, что одним монстром дело обычно не ограничивается, и под конец фильма должен появиться другой монстр, дополнительный. Именно это и предвещает оригинальное японское название фильма "Легенда о динозаврах и зловещих птицах". Сюжет kaiju-фильмов обычно не слишком сложен – монстры сначала буянят, уничтожая всё на своём пути, а потом вступают в титаническую битву друг с другом. В результате происходит как бы борьба добра со злом (или, точнее, зла с ещё большим злом). Я не знаю, за кого должен был болеть зритель в данном случае – за кровожадного плезиозавра с бесконечной шеей, или за только что выскочившего из яйца птеродактиля с безумно выпученными глазами. Лично я не за кого не болел, а просто тихо надеялся, что они оба как-нибудь друг друга угробят на радость всем людям доброй воли.

Что можно сказать про этот фильм хорошего? Во-первых, музыка. В фильме звучит оригинальный японский pop-funk композитора Masao Yagi. Эти "мелодии и ритмы" 70-х особенно эффектны во время "страшных" сцен. Во-вторых, всякие интересные по тем временам японские штучки навроде телевизоров в стенах аэропорта или фотоаппаратов с мгновенно вылезающими фотографиями. Японский ученый хоть и не знал, что плезиозавр с научной точки зрения динозавром не является, но зато имел всякие любопытные научные хреновины и книжки с картинками. В-третьих, замечательные виды горы Fuji и близлежащих озер. Ну а главное достоинство этого произведения состоит, конечно, в том, что нам довелось увидеть его в юном возрасте. Этот фильм стал частью нашего детства, а потому и запомнился на всю, так сказать, оставшуюся жизнь.

 

Subscribe

  • Фильм «Матильда» вышел в широкий прокат

    Как журналисты «Русской веры» на «Матильду» ходили 25 октября в Москве, в легендарном московском кинотеатре «Иллюзион», состоялся предпремьерный…

  • Среднеазиатский ренессанс в Казани

    Повседневные житейские мелочи типа сирийской военной кампании, украинского апокалипсиса и т.п. отвлекли меня от описания главного события нынешней…

  • "Прогулка", 2003, Алексей Учитель

    Посмотрели этот фильм уже с неделю назад, но он не забывается, как это часто у меня бывает, на другой день, а значит, достоин того, чтобы сказать…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Фильм «Матильда» вышел в широкий прокат

    Как журналисты «Русской веры» на «Матильду» ходили 25 октября в Москве, в легендарном московском кинотеатре «Иллюзион», состоялся предпремьерный…

  • Среднеазиатский ренессанс в Казани

    Повседневные житейские мелочи типа сирийской военной кампании, украинского апокалипсиса и т.п. отвлекли меня от описания главного события нынешней…

  • "Прогулка", 2003, Алексей Учитель

    Посмотрели этот фильм уже с неделю назад, но он не забывается, как это часто у меня бывает, на другой день, а значит, достоин того, чтобы сказать…