Daynice (daynice) wrote in drugoe_kino,
Daynice
daynice
drugoe_kino

Category:

Психологизм “Искупления”. (реж. Д.Райт; Д.МакЭвой, К.Найтли, Р.Гарай, Сирша Ронан, В. Редгрейв).

“Две сестры” из английской “Деревни”…
Визуальная Красота и Идеологическая Пустота…

Новое – это хорошо препарированное старое. Как новое вино, влитое в старые меха. Поначалу вкусно, но осадок, осадок. Мелодраматическая история неразделенной любви сквозь призму взросления главной героини, начинающей писательницы, обвинившей любовника своей старшей сестры в преступлении (изнасиловании), которого тот не совершал, и раскаивающейся (?!) задним числом, в конце.

”- Она о девушке, молодой и глупенькой, которая видит, но не совсем понимает их смысл, однако считает, что понимает их”. Если двумя словами главной героини, а подробнее…

Трудный выбор… Дилемма… Изумительно красивый и … простой фильм. Картина в картине, роман в романе и, в то же самое время, фабула сюжета ясна. Параллели напрашиваются сами собой, пунктирно: наши чеховские “Три сестры” и бунинская “Деревня”, ремарковские "На Западном фронте без перемен", “Черный обелиск” и “Триумфальная арка”, вспомнилось и о фильме “Голова в облаках”, и о некоторых других…

Трудно судить о картине, не прочитав первоисточника, но, не покидает ощущение, что некоторые сюжетные линии в картине спрямили, а развитие сюжета, особенно сцены и обстоятельства героев накануне, времени второй мировой войны, а также финальный аккорд – телеинтервью главной героини (блистательная мизансцена с В.Редгрейв), словно бы обрубили, они выглядят выхолощенными, незавершенными, заимствуя перипетии классических сюжетов.

Мне фильм понравился, даже очень, но осадок остался. Ждал большего, и прежде всего от игры актеров. Не хватало глубины, особенно в развитии.

Да, блестящая операторская работа, удивительная, упоительная, нереальная красота изображения тем и образов (как искусственная новогодняя елка), внимания к предметам, деталям (дорожка игрушек, лодка и свеча фонарика в ночи, разбитая голова раненого солдата). Но простота рассуждений, отсутствие вразумительных диалогов, загадок и “второго идейного плана” мешает судить о фильме как о шедевре, о чем-то гениальном. Образы удаляющегося трамвая в сцене прощания героев, расстрелянных прихожанок монастыря на ярко зеленой траве, залитой шахты метро и предчувствиях старшей сестры героини, слишком отдают описанием из женских романов, слишком приторны, чтобы быть реальными.

Как старательно сделанная работа хорошиста – фильм великолепен. Очень красиво, очень цивильно, но без прорыва, без катарсиса, без надрыва, без глубоких эмоций – местами с яркими вспышками, которых не хватало до самого конца, до той самой сцены телеинтервью, также оборвавшегося на полудействии. Или сцены с раненым в госпитале, или сцены встречи главной героини со своей бывшей сестрой и ее возлюбленным. Выглядит все это как-то слишком приторно искусственно, не по-настоящему, “цветасто”. Как в женском романе, может потому, что вся история излагается от имени рассказчицы, и жизнь слишком явно перелицовывается в пьесу, с мелодраматическим концом.

Вся история юной девочки-подростка, взрослеющей, начинающей писательницы (чем-то напоминающей внешне молодую Чурикову), погруженной в мир собственных иллюзий, подростковых комплексов (страхов, ревности, одиночества и стереотипов), сочинительства, может быть сведена к психологическим переживаниям любого подростка, например … толстовского героя из “Детства. Отрочества. Юности” с поправкой на пол, возраст, страну, и с мелодраматическим, детективным уклоном.

Надо же, сколько сейчас произведений русской и зарубежной классики приходят на ум. Потому что, теперь кажется, что все в фильме несколько вторично, что все это уже было, уже читано не раз и не два. Но в фильме (как и в романе?!) достаточно грамотно, прилежно сведено к общему знаменателю, правда, несколько по-ученически, но не как курсовик, а как дипломная работа.

Повествование от лица девушки (роли исполняли три актрисы), осознающей в процессе своего взросления, что жизнь не пьеса с картонными актерами, что человек через работу, страдания, через лишения, ужасы и раны войны, познает жизнь, постигает смысл своих поступков и ошибок, - не выглядит до конца прочувствованным и пережитом в реальности. Оно слишком “придумано“ и красочно. Поэтому, не получается даже любовного треугольника как такового, между сестрами, младшей и старшей: Брионии – Сесилией (Кира Найтли великолепна, как взрослая девочка с обложки), общающихся между собой, и Роби, одевающимся в дорогой костюм, прошедшим через тюрьму и войну, как “нож сквозь масло”, и непонятно от чего, умершим.

Финал картины, своего рода Оптимистическая трагедия: старшая сестра и ее возлюбленный вроде бы умерли, главная героиня, ставшая известной писательницей, признается в телеинтервью, что тоже умирает, и, что последний 21-й роман – как исповедь, как искупление перед теми, у кого прощения она так и не смогла попросить. Только вот искупление ли это?! Или опять игра, стучащая через весь фильм печатная машинка, - вот главная героиня картины, которой все герои доверяют свои реальные и вымышленные чувства и переживания.

И, тем не менее, при всей критике, фильм достойный. В том числе и потому, что как и в некоторых романах, мы сами выстраиваем жизнь понравившихся нам персонажей, порой, вопреки, воле автора, иначе воспринимая их судьбу, даже, когда их убивают или они умирают, они продолжают жить в нашем воображении своей собственной жизнью.

И еще: есть разница, между Искуплением и Раскаянием, Прощением и Прощанием, - все эти темы затронуты фильмом, но едва ли раскрыты даже наполовину. В этом его несомненное достоинство и недостатки. 
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments