То, что происходит - предсказуемо. последовательно. жестоко, но совершенно обыденно. Зло и ненависть - это ведь не дикое кипение страстей, не оскалы демонов, а простая повседневность.
Простые, в меру милые люди в малюсеньком бедном городишке. Девушка, спасающаяся от гангстеров. Ей разрешают жить в городе, она в благодарность помогает всем жителям. Сначала от нее требуют немногого, дальше - больше.
Откуда эта жестокость? от обстоятельств? да нет же. Будь городок богат - было бы то же самое. Разве что задания чуть отличались бы поначалу. Просто такова человеческая природа. Толика зависимости, толика власти - механизм запущен. (вывод: любовь возможна только при полной независимости людей друг от друга).
- искра любви - там, где не ждешь: в приезде старого гангстера за дочерью. Может, я только хочу ее там видеть. но это единственное место, где она есть (потому что райские картинки первых глав - мираж, мираж, мираж, даже - и особенно - Том, и это ясно уже тогда).
Через христианство он легко и логично читается: человеческая природа изначально увечна, и сам себя за волосы человек из болота вытащить не может. Собственно, и старый гангстер говорит то же: они псы, такова их природа, и нечего на основании этого их прощать. Только Бога здесь нет и вытаскивать человека некому. И неслучайно молельный дом пустует и известно, что священник в Догвиль никогда не доедет. Тому, ничего не написавшему "писателю" (пустозвону, словоблуду, сволочи почище всех остальных) бы пастором быть - но каким страшным пастырем бы он был. Уж лучше и в самом деле без никакого.
Бога в мире, в одном из закоулков которого находится Догвиль, нет. Тюрьма - тюрьма есть. Строят. Слышно, как сваи на болоте вколачивают. Грейс сначала пыталась прощать, считала людей хорошими - потом ей скажут, что использовать двойные стандарты есть высокомерие, ведь она не только себя считает чистой и нравственной, но еще к другим подходит с куда более мягкими требованиями, т.е., пусть не нарочно, относится к ним как существам ниже себя. Да и выносить любое суждение - (не от "мнение", а от - "суд") - высокомерие. Как осуждать, так и прощать. И она примет человеческую логику. Они плохи, она их не лучше. Она не судит - она просто реагирует. Око за око, зуб за зуб. И попробуй ее осудить за это. И доказать, что у нее был выбор. Что же до судьбы Догвиля, то она Догвиля вина. Он вытянул из нее это решение.
А еще в фильме удивительным образом стирается грань между условностью и реальностью: павильон, похожий на репетиционный зал, без декораций, с искусственным освещением , - но очень скоро ты видишь все двери, стены, яблони, кусты крыжовника, дорогу, скалы, землю, даже небо - которых нет!
Community Info