Дезориентация Варакина(Леониду Филатову даже играть не надо - персонаж для него настолько естественнен) начинается с голой секретарши как нормы на "механическом заводе" и отсутствия координирующего звена работы завода - главного инженера, причем директора завода оба эти события нисколько не смущают. Ложный авторитет науки хорошо прослеживается в сцене, когда музейный работник(Евгений Евстигнеев) проводит экскурсию главному герою по историческим символам России, в процессе которой оказывается, что "все было не так", и доказывается совершенно дикие факты липовыми методами некоторого процессора(чего только стоит восстановление внешности Атиллы по каким - то следам семени на тахте или восстановление образа отряда римской когорты методом "восстановление образа"). "В правде истории - наша сила" - выгравировано на стене музея, и ведь действительно, историческое прошлое народа формирует его целеустремления, национальную идею или ее отсутствие в настоящем. С далекого запретного рокен-ролла в исполнении сотрудника МВД, позже повара Николаева(ключего персонажа, самоубийцы или убиенного, так и остается неясным, "папаши" Варакина, из-за глупой ситуации убийства с которым он поначалу не может покинуть город Зеро), начинается перестройка советского общества. Видно, что заводилой и направляющей силой этого Destruction Derby мозгов советского интеллигента является председатель писательской организации(роль которого блестяще играет Олег Басилашвили). Уже "порченый" интеллигент пытается "портить" еще "девственного" интеллигента. Единственный человек, еще слабо затронутый волной революции, всячески ей сопротивляющийся - прокуров(Владимир Меньшов), исключивший в свое время из рядов милиции будущего повара Николаева, но и он(о, чудо!) подчиняется председателю писательской организации. В конце наш герой с основными персоналиями города: Писатель, крупный партиец как глава города, Прокурор, Подружка "революционера" Николаева с сыном и Девки - идут к вековуму дубу, символизирующему государственность России(о ее значении до того для персонажа Филатова Прокурор выдал большой монолог). Девки с Писателем желают взять часть ее себе. Партиец дает разрешение, и куча солидных веток обваливаются от рук этих жаждущих. Прокурор дает отмашку бежать герою от этого хаоса. Столько раз безуспешно уже пытавший бежать Филатов бежит сквозь дебри от действительности, находит прохудившуюся лодку и уплывает.. Тонет ли он(в смысле сходит с ума, или оказывается бездомным кинувшись в какуют-то авантюру), или бродя по кругу возвращается в злополучный город и проникнувшись или свыкшись с действительностью живет до 2015 года, что ему напророчил мальчик, неизвестно.
Возникает вопрос - для чего все это делается. Сбитого с толку и обескураженного человека с разрушенными культурными связями проще всего оболванить, внушить бог весть чего, в конце-концов, проманипулировать им. Вероятно, для делания Варакина "своим", проникнутым волной перестроечной революции это и делается всеми персонажами этого города, осознанно или нет. Причем чем больше главный герой соглашается на безумные предложения персонажей города, тем больше абсурд овладевает советским интеллигентом.
Community Info