... (lia_hantenbein) wrote in drugoe_kino,
...
lia_hantenbein
drugoe_kino

Categories:

"Метрополис" Фрица Ланга

Немое кино никогда не производило на меня сильного впечатления. Современный зритель слишком избалован для того, чтобы по достоинству оценить продукт, созданный с использованием такого скудного арсенала выразительных средств, каким располагали режиссеры начала двадцатого века. Кинематографические приемы кажутся наивными, игра актеров избыточно манерной, декорации и постановка убогими. С Мелье, Эпштейном и Мурнау я ознакомилась скорее для забавы, чтобы лучше понимать, откуда черпали вдохновение режиссеры более позднего времени.

Очевидно, нужно было сразу посмотреть грандиозный "Метрополис" Фрица Ланга. Фильм, снятый восемьдесят лет назад, за два часа экранного времени популярно объясняет зрителю, как возник жанр научной фантастики в кино и у кого именно нынешние штамповщики фильмов-катастроф и прочего экранного футуризма учились работать.


Концепция ленты - конфликт грубой рабочей силы и бесчувственного интеллекта, взаимопонимание между которыми невозможно без посредника, в роли которого выступает сердце. Но впечатляет не столько сюжет, сколько воплощение сценария Теа фон Гарбоу. Для своего времени масштабом и размахом постановки "Метрополис" дает сто очков вперед любому современному "Титанику". Здесь Лангом впервые в истории кино была применена комбинированная съемка. Именно в "Метрополисе" на экране появился первый в истории кино робот.

Все последующие города-монстры, люди, являющиеся деталями машин, вообще противостояние человек-машина и боевые человекоподобные роботы - родом отсюда. Кадры из "Метрополиса" можно обнаружить в клипах Queen на песни "We Are the Champions" и "I’m Going Slightly Mad". Федерико Феллини в своем знаменитом фильме "И корабль плывет" цитирует ланговскую сцену затопления подземелья. Робот Мария, созданный Ротвангом, появляется у Сауры в ленте "Бунюэль и стол царя Соломона".

Параллели можно искать до бесконечности, как в кино, так и в литературе. У Бориса Виана в "Пене дней" есть глава, корнями явно уходящая к Фрицу Лангу.

Вот отрывок из "Метрополиса"



Вот цитата из книги:
...перед каждой приземистой машиной бился человек, сражаясь, чтобы не быть искромсанным жадными зубчатыми колесами. У каждого на правой ноге было закреплено тяжелое металлическое кольцо. Его отмыкали дважды в день: в середине
дня и вечером. Целью людей было оттягать у машин металлические детали, которые, позвякивая, вываливались из устроенных наверху узких отверстий. Если их вовремя не перехватить, детали падали в жерло, кишащее копошащимися колесами и колесиками, где осуществлялся синтез.
Там размещались аппараты всевозможных размеров. Зрелище это было хорошо знакомо Шику. Он работал на краю одного из цехов и должен был следить, чтобы машины оставались на ходу: он давал указания рабочим, как вновь запустить их, когда они останавливались, урвав у трудяг очередной кусок мяса.
Одна из очистных струй внезапно остановилась в самом центре цеха и торчала в воздухе, будто рассеченная пополам. Четыре машины, снятые с довольствия, трепетали. Издалека было видно, как они шатались, и перед каждой из них мало-помалу оседал неясный силуэт. Отложив книгу, Шик ринулся наружу. Он бросился к пульту управления струями и быстро опустил рукоятку. Сломанная струя оставалась неподвижной, словно лезвие косы, а из четырех машин штопором
ввинчивались в воздух столбы дыма. Оставив пульт, Шик помчался к машинам. Они медленно останавливались. Сраженные на месте люди валялись на земле. Из-за железных колец их правые ноги были подогнуты под причудливым углом, а правые руки отрублены в запястье. Кровь подгорала, соприкасаясь с металлом цепи, и
заражала воздух ужасающим запахом обугливающейся живой плоти.
Своим ключом Шик разомкнул кольца, удерживавшие тела, и
уложил их перед машинами.


Борис Виан, "Пена дней", глава XLVIII, полностью можно прочитать здесь.

Кстати, в этом же видео при желании можно обнаружить истоки сцены из пинк флойдовской "The Wall", той самой, где дети стройными рядами немо и безропотно обрушиваются в гигантскую мясорубку.

В общем, можно говорить о том, что Фриц Ланг в "Метрополисе" дошел до той ступени кинематографического бессмертия, когда даже в случае полного уничтожения исходного произведения его мотивы будут бесконечно прослеживаться в творениях последующих поколений.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments