Очевидно, нужно было сразу посмотреть грандиозный "Метрополис" Фрица Ланга. Фильм, снятый восемьдесят лет назад, за два часа экранного времени популярно объясняет зрителю, как возник жанр научной фантастики в кино и у кого именно нынешние штамповщики фильмов-катастроф и прочего экранного футуризма учились работать.
Концепция ленты - конфликт грубой рабочей силы и бесчувственного интеллекта, взаимопонимание между которыми невозможно без посредника, в роли которого выступает сердце. Но впечатляет не столько сюжет, сколько воплощение сценария Теа фон Гарбоу. Для своего времени масштабом и размахом постановки "Метрополис" дает сто очков вперед любому современному "Титанику". Здесь Лангом впервые в истории кино была применена комбинированная съемка. Именно в "Метрополисе" на экране появился первый в истории кино робот.
Все последующие города-монстры, люди, являющиеся деталями машин, вообще противостояние человек-машина
Параллели можно искать до бесконечности, как в кино, так и в литературе. У Бориса Виана в "Пене дней" есть глава, корнями явно уходящая к Фрицу Лангу.
Вот отрывок из "Метрополиса"
Вот цитата из книги:
...перед каждой приземистой машиной бился человек, сражаясь, чтобы не быть искромсанным жадными зубчатыми колесами. У каждого на правой ноге было закреплено тяжелое металлическое кольцо. Его отмыкали дважды в день: в середине
дня и вечером. Целью людей было оттягать у машин металлические детали, которые, позвякивая, вываливались из устроенных наверху узких отверстий. Если их вовремя не перехватить, детали падали в жерло, кишащее копошащимися колесами и колесиками, где осуществлялся синтез.
Там размещались аппараты всевозможных размеров. Зрелище это было хорошо знакомо Шику. Он работал на краю одного из цехов и должен был следить, чтобы машины оставались на ходу: он давал указания рабочим, как вновь запустить их, когда они останавливались, урвав у трудяг очередной кусок мяса.
Одна из очистных струй внезапно остановилась в самом центре цеха и торчала в воздухе, будто рассеченная пополам. Четыре машины, снятые с довольствия, трепетали. Издалека было видно, как они шатались, и перед каждой из них мало-помалу оседал неясный силуэт. Отложив книгу, Шик ринулся наружу. Он бросился к пульту управления струями и быстро опустил рукоятку. Сломанная струя оставалась неподвижной, словно лезвие косы, а из четырех машин штопором
ввинчивались в воздух столбы дыма. Оставив пульт, Шик помчался к машинам. Они медленно останавливались. Сраженные на месте люди валялись на земле. Из-за железных колец их правые ноги были подогнуты под причудливым углом, а правые руки отрублены в запястье. Кровь подгорала, соприкасаясь с металлом цепи, и
заражала воздух ужасающим запахом обугливающейся живой плоти.
Своим ключом Шик разомкнул кольца, удерживавшие тела, и
уложил их перед машинами.
Борис Виан, "Пена дней", глава XLVIII, полностью можно прочитать здесь.
Кстати, в этом же видео при желании можно обнаружить истоки сцены из пинк флойдовской "The Wall", той самой, где дети стройными рядами немо и безропотно обрушиваются в гигантскую мясорубку.
В общем, можно говорить о том, что Фриц Ланг в "Метрополисе" дошел до той ступени кинематографического бессмертия, когда даже в случае полного уничтожения исходного произведения его мотивы будут бесконечно прослеживаться в творениях последующих поколений.
Community Info