Top.Mail.Ru
? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Искупление / Atonement
d_desyateryk wrote in drugoe_kino
Красивая история о несправедливости
(прим. от рецензента: если отвергнете - в обиде не буду - все же не арт-хаус. Но уж больно качественно и неглупо сделано)

Британско-французский фильм «Искупление» номинирован на «Золотой глобус» сразу в семи категориях: от «лучшей драмы» и «лучшего режиссера» до «лучшей женской роли второго плана» и «лучшей музыки» (Дарио Марианелли). И это при том, что ничего откровенно злободневного, как, например, проблем Ближнего Востока, конфликта цивилизаций и т.п., что ныне очень ценится жюри на всех континентах, там нет. Хотя без войны (Второй мировой) не обошлось, история все же совсем о другом.

Фильм Джо Райта (второй после его «Гордости и предубеждения», отмеченного четырьмя номинациями на «Оскара») является экранизацией одноименного романа лауреата Букеровской премии Иена Макьюэна. Последний получил статус одного из лучших писателей современной Великобритании за провокативные произведения о любви, о страсти, о Мужском и Женском, — где действующие лица часто срываются в настоящую патологию. Безумие, извращения, катастрофические развязки привычны для его книг. С переменным успехом Макьюэна экранизируют с обеих сторон Атлантики уже 20 лет — как правило, это фильмы с первоклассным актерским составом. Не стало исключением и «Искупление». Исполнители трех главных ролей с блеском справились со своей работой, поэтому всех выдвинули на вышеупомянутые «Золотые глобусы»: Киру Найтли (играет молодую красавицу Сесилию Теллис), молодую звезду британского кино Джеймса МакЕвоя (влюбленный в Сесилию Роберт Тернер) и Сиршу Ронан, исполнительницу роли начинающей писательницы Бриони (младшей сестры Сесилии), — рокового ребенка, сумевшего искалечить жизнь и сестре, и Роберту.

На фоне предыдущих произведений Макьюэна этот сюжет выглядит на удивление сдержанным, почти целомудренным: ни кровосмешений, ни маньяков, ни прямого насилия. Всего лишь одно лжесвидетельство, которое полностью меняет судьбы героев. Хотя все равно эта коллизия осуществляется в макьюэновском духе: мотивы Бриони так и остаются до конца непонятными. Есть даже покаяние уже старой Бриони, мудрого и опытного литератора писательницы, но настоящие причины так и остаются за кадром. И Джо Райт не пытается их выяснить. Для него важнее воплотить эту историю как своего рода вещь в себе, эстетически совершенную, пусть и морально противоречивую.

Ключевые ситуации он показывает сразу с двух позиций — так, как их видит Бриони, и так, как было «на самом деле». Однако и первое, и второе — лишь части творческого сознания одного автора — той же Бриони, которая выстроила свое произведение, используя свое детство и жизнь своих близких как материал. Визуально этот «роман-жизнь» воплощен с английским достоинством и даже определенным великолепием: насыщенная светотень съемок на пленэре, эпизоды ночной тревоги в имении Теллисов, фантасмагорические кадры высадки на севере Франции, зрелища разрушений — фильм местами напоминает импрессионистское полотно, кое-где откорректированное холодноватым гиперреализмом ХХІ века (оператор — Симус МакГарви). Минималистическая музыка Марианелли, иногда настойчивая и тревожная, иногда слишком эмоциональная, даже трагическая, довершает впечатление. Неизвестно, признают ли «Искупление» лучшим фильмом года на «Золотом глобусе» или на «Оскаре», но если бы была награда именно за самый красивый фильм — безусловно, он бы ее получил.

А на загадку о несправедливости, заложенную в сюжет Макьюэна, режиссер находит собственный ответ. Зло, как божий дух, дышит, где хочет, однако есть на него одна управа — искусство, которое способно в итоге дать счастье всем сразу, бесплатно и навсегда.


Дмитрий Десятерик


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
prostite, eto obo mne "вас с дамой связывает как минимум телесный контакт с одним и тем же человеком. Вы почти родственники, таким образом. Интерес, любопытство и какое-то желание понять, а почему так происходит, законно для мужчин и женщин в подобной ситуации". Nikakie telesnye kontakty nas ne svyazyvaut! Ne bylo nikogda nikakih kontaktov!Mozhete sprosit u "odnogo i togo zhe cheloveka". I esche, ne dumala, chto esli to, chto ludi pishut dlya vseh, kto-to chitaet, eto mozhet vyzvat takuu reakciu. Kak vy ponimaete eto ne o vas.

Простите, я совершенно не понял, что это за комментарий, на что он отвечает и что это вообще. Растолкуйте, пожалуйста.

Кино и вправду неплохое.
Мне довелось побывать на пресс-показе.
Но, по правде говоря, любящие (или хотя бы влюблённые) люди ведут себя несколько по-иному (мне так всегда казалось), нежели чем представляется режиссёру.

Да это скорее не режиссер, это Макьюэн. Он вместо реальных отношений выписывает какие-то умозрительные перверсивные конструкции. Любовью в них как правило и не пахнет. Режиссер, по-моему, напротив, пытался максимально смягчить сей неприятный эффект.

  • 1