Красивая история о несправедливости
(прим. от рецензента: если отвергнете - в обиде не буду - все же не арт-хаус. Но уж больно качественно и неглупо сделано)
Британско-французский фильм «Искупление» номинирован на «Золотой глобус» сразу в семи категориях: от «лучшей драмы» и «лучшего режиссера» до «лучшей женской роли второго плана» и «лучшей музыки» (Дарио Марианелли). И это при том, что ничего откровенно злободневного, как, например, проблем Ближнего Востока, конфликта цивилизаций и т.п., что ныне очень ценится жюри на всех континентах, там нет. Хотя без войны (Второй мировой) не обошлось, история все же совсем о другом.
Фильм Джо Райта (второй после его «Гордости и предубеждения», отмеченного четырьмя номинациями на «Оскара») является экранизацией одноименного романа лауреата Букеровской премии Иена Макьюэна. Последний получил статус одного из лучших писателей современной Великобритании за провокативные произведения о любви, о страсти, о Мужском и Женском, — где действующие лица часто срываются в настоящую патологию. Безумие, извращения, катастрофические развязки привычны для его книг. С переменным успехом Макьюэна экранизируют с обеих сторон Атлантики уже 20 лет — как правило, это фильмы с первоклассным актерским составом. Не стало исключением и «Искупление». Исполнители трех главных ролей с блеском справились со своей работой, поэтому всех выдвинули на вышеупомянутые «Золотые глобусы»: Киру Найтли (играет молодую красавицу Сесилию Теллис), молодую звезду британского кино Джеймса МакЕвоя (влюбленный в Сесилию Роберт Тернер) и Сиршу Ронан, исполнительницу роли начинающей писательницы Бриони (младшей сестры Сесилии), — рокового ребенка, сумевшего искалечить жизнь и сестре, и Роберту.
На фоне предыдущих произведений Макьюэна этот сюжет выглядит на удивление сдержанным, почти целомудренным: ни кровосмешений, ни маньяков, ни прямого насилия. Всего лишь одно лжесвидетельство, которое полностью меняет судьбы героев. Хотя все равно эта коллизия осуществляется в макьюэновском духе: мотивы Бриони так и остаются до конца непонятными. Есть даже покаяние уже старой Бриони, мудрого и опытного литератора писательницы, но настоящие причины так и остаются за кадром. И Джо Райт не пытается их выяснить. Для него важнее воплотить эту историю как своего рода вещь в себе, эстетически совершенную, пусть и морально противоречивую.
Ключевые ситуации он показывает сразу с двух позиций — так, как их видит Бриони, и так, как было «на самом деле». Однако и первое, и второе — лишь части творческого сознания одного автора — той же Бриони, которая выстроила свое произведение, используя свое детство и жизнь своих близких как материал. Визуально этот «роман-жизнь» воплощен с английским достоинством и даже определенным великолепием: насыщенная светотень съемок на пленэре, эпизоды ночной тревоги в имении Теллисов, фантасмагорические кадры высадки на севере Франции, зрелища разрушений — фильм местами напоминает импрессионистское полотно, кое-где откорректированное холодноватым гиперреализмом ХХІ века (оператор — Симус МакГарви). Минималистическая музыка Марианелли, иногда настойчивая и тревожная, иногда слишком эмоциональная, даже трагическая, довершает впечатление. Неизвестно, признают ли «Искупление» лучшим фильмом года на «Золотом глобусе» или на «Оскаре», но если бы была награда именно за самый красивый фильм — безусловно, он бы ее получил.
А на загадку о несправедливости, заложенную в сюжет Макьюэна, режиссер находит собственный ответ. Зло, как божий дух, дышит, где хочет, однако есть на него одна управа — искусство, которое способно в итоге дать счастье всем сразу, бесплатно и навсегда.
Дмитрий Десятерик
Мне довелось побывать на пресс-показе.
Но, по правде говоря, любящие (или хотя бы влюблённые) люди ведут себя несколько по-иному (мне так всегда казалось), нежели чем представляется режиссёру.