Алексей Юсев (yusev_alexei) wrote in drugoe_kino,
Алексей Юсев
yusev_alexei
drugoe_kino

Category:

"Времена года", Нури Бильге Джейлан, 2006


Нури Бильге Джейлан, - один из современных передовых режиссеров Европы. Он не на слуху, хотя получил за предыдущий фильм ("Отчуждение"), Гран-При Канн, а за фильм, описываемый здесь – в числе многих наград приз ФИПРЕССИ там же, но в прошлом году. Неангажированность объясняется скорее тем, что турецкий режиссер снимает тихое спокойное кино для истинных его почитателей. В прошлом Джейлан занимался фотографией, что привнесло в его стиль визуальную отточенность каждого кадра, вследствие чего фильм мог бы смотреться даже на языке оригинала, без понимания зрителем сюжета.

Сюжет прост до предела. Иса - мужчина за сорок, - преподаватель в университете. Действие картины показывает этапы его отношений со своей женщиной - Бахар. Название оправдывает себя тем, что в фильме показывается три времени года, в течение которых связь главных героев переживает разные этапы отношений. Причем осень, - второе показанное время года, проходит вообще без Бахар. Интересно что по тюркски "бахар" - это весна. То есть не показанное время в фильме соотносится с именем героиней, поэтично связывая самое красивое время года, прежде всего связанное с зарождением нового с началом отношений между Исой и Бахаром. Зима же, как показано в картине, пожалуй означает полный конец, хотя всё так неопределенно, ведь дальше наступит весна....





Если в связи с предыдущим фильмом о Джейлане вспоминали как о продолжателе дела Тарковского, то теперь каждый старается сравнить его с Антониони. Наверное стоит всё-таки рассмотреть "Времена года" без привязки к уже имеющимся фильмам, тем более что своего стиля у режиссера в избытке. Прежде всего картина по стилю приближена к документалистике. Лучше даже сказать "эстетичной документалистике", - это когда из многих вариантов выбирается красивый (эстетически приятный) план. Это становится возможным, кстати, отчасти из-за съемок на цифру с высоким разрешением. Данный способ хорош ещё тем, что режиссер смог вырезать кусочки из кадра и растягивать на целый экран. Диалоги максимально, насколько это возможно, приближены к повседневным. Во время одной сцены, длящейся до 10 минут, и снятой одним планом, разговор может прерываться много раз какими-то внезапно возникающими препятствиями. Джейлан если и использует монтаж, то делает это так оправданно, можно сказать лаконично. Кстати, в базеновском стиле понимания монтажа.

Есть, кстати, в фильме несколько моментов, выбивающихся из общего стиля. Но понять их можно вспомнив даже не "Отчуждение", а "Майские облака" - второй из четырех полнометражных фильмов турка, который мне посчастливилось посмотреть много лет назад в одной из программ ММКФ. Там, экспериментируя с изображением, Джейлан иногда доходил до того, что пускал в кадре движение облаков над неподвижным человеком с большой скоростью. Разнообразных решений в "Майских облаках" было достаточно, чтобы закрепить за режиссером в моих глазах образ экспериментатора. Во "Временах года" есть два момента, где можно скорее говорить об игре не с монтажом а со временем на экране (хотя по теории можно сказать что это одно и то же). В самом начале, когда Иса проговаривает речь о временном расставании, начало фразы он говорит вроде без подруги рядом, а заканчивает уже при ней. И хотя этот приём применён здесь очень мягко, ощущение дисгармонии от него присутствует, как от противоречащего общему стилю картины. Лучше бы эта речь героя велась сразу же с крупного плана в анфас, хотя... тут решить сложно, так как приём себя не очень-то себя оправдывает по отношению к общей стилистике картины. Второй раз монтаж выплывает в сцене в отъезжании автобуса с Бахар. Если бы перед тем как увидеть Ису, появившегося вопреки логике времени за стеклом, Джейлан выдержал секунд 15-20 тем же неподвижным планом героини, за которые зритель мог послушать звуки заводящегося мотора, то всё бы выглядело на отлично, а так неуместное недоумение.... И последнее, что можно сказать критическое о некоторых эпизодах/моментах, которые пошли если не во вред картине, то не в пользу, - это присутствие сцены сна. В фильме, который построен на принципе максимальной реалистичности всё же не стоило включать в себя данный эпизод. После такого, особенно в самом начале, зритель будет уже не склонен так близко воспринимать действие.



Главная же тема картины - отношение мужчины и женщины. Джейлан всё настолько приблизил к реальности, что сам сыграл главного героя, а героиней стала его жена. Режиссер даже ссылается на автобиографичность картины, говоря что показывает в фильме не все черты Исы, чем самым косвенно утверждает что образ Исы гораздо шире чем его экранное воплощение. Это приближение к реалистичности по всем фронтам! Высокие мастера психологического кино как правило воплощают на экране свои взгляды на природу отношений, но единицы воплощают это снимая себя же и другую сторону (жену) и показывая на экране свой жизненный опыт напрямую, без преломления в каком-либо альтерэго. Вне сомнения что все описываемые ситуации находили свое присутствие в отношениях между режиссером как мужем и его женой. И то малодушие главного героя, которое проявляется в моменте лжи о том что Иса не встречался с бывшей любовницей - Серап, и выброшенном адресе таксиста есть признание собственного малодушия режиссера как человека, которое надо иметь смелость показать.

Поражает использование музыки, в основном классической, как образчик высокого мастерства. Делается это здесь нечасто, и настолько оправданно и выдержанно, что в тот момент, когда музыка создает впечатление наложенной на кадр (продолжаясь из предыдущего эпизода), действующие лица её могут запросто отключить, что повторяется несколько раз. Приём не новый, но как он здесь используется! Это, конечно, своего рода игра со зрителем, но чересчур скупая по отношению к играм с монтажом.

Относительно поэтичности и метафоричности в картине, чем славится восточный кинематограф, и прежде всего иранский, то их тут не так много. Поэтика же более выдержана в европейском ключе, чем восточном. Хотя сцена с орешком никогда бы не смог появится в европейском кинематографе, при том что предваряющая его сцена овладевания женщиной – вполне оттуда.

Если же рассматривать всё в целом, у фильма есть и другая сторона, незаметная и далеко не главная, лежащая в социополитическом измерении. Хоть Джейлан и мастер европейского уровня, деньги на постановку нужно искать всем, в том числе и мастерам. Данный проект, как следует из титров, курировало Министерство по туризму Турции, что вылилось на экране в некоторые сцены, и местами даже действие. На ужине Иса и его друг обсуждают туризм; позже идет разговор о русских; в фильме показан гостиничный номер и несколько туристических достопримечательностей. Но я бы не стал ни в коем случае упрекать Джейлана в этом, если бы здесь имело место даже предварительная договоренность. Так скупо снять развалины, на гигантских просторах которых нет ни одного человека, кроме действующих лиц, - это надо постараться! Также как нет ни одного человека на пляже, где купается пара. Скрытая реклама не становится антирекламой - она становится вне поля рекламы (продакт плэйсмент страны, в данном случае) вообще. Эпизод с посещением дворца, показанном издалека, на не туристическом западе Турции, вообще объясняется режиссером что здесь он показывает разницу между богатыми и бедными регионами Турции, посещенными героями. Мнение же одного отечественного журналиста, предположившего что этот скучный артхаус толкают везде из-за Турции, и её места в Евросоюзе, не соответствует действительности. Для этих целей есть Фатих Акин. На том поприще, где немецкий турок добивается успеха остросоциальностью тем, Джейлан берет искусством, что лишь подчеркивает ещё существование в мире какой-то справедливости.



К сожалению, российский зритель ничего не знает о турецком кинематографе. Отчасти это объясняется малым количеством картин, там снимающихся, по словам всё того же Фатиха Акина. Также сюда можно добавить и плохие отношения на уровне государств, что приводит к минимальным шансам попадания турецких картин в программы отечественных кинофестивалей (в последней официальной программе был прекрасный фильм «Интернационал», но попал он туда скорее благодаря содержанию и вопреки общему положению вещей). Поэтому появление у нас в прокате данной картины – явление уникальное, и поддержка которой со стороны кинозрителя может благотворно сказаться на появлении у нас фильмов из этой страны в будущем.

Времена года
Iklimler
Режиссер Нури Бильге Джейлан
В ролях: Эбру Джейлан, Нури Билге Джейлан
Турция, Франция, 2006

здесь находится много ссылок на интервью с режиссером на русском языке, а также пресса о фильме
страница фильма на IMDB
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments