BeHappy (behappy_jj) wrote in drugoe_kino,
BeHappy
behappy_jj
drugoe_kino

Category:

И еще раз об Изгнании Звягинцева

Понимаю, что множество рецензий написано по поводу этого фильма как вообще в печатных СМИ и он-лайн пространстве, так и в другом кино непосредственно. Поэтому сознательно сворачиваю запись и уставший читатель данного сообщества очень легко может не останавливаться на очередных впечатлениях еще одной впечатлительной особы, посмотревшей фильм.

Фильм выдающийся. Фильм пробирающий до глубины души и глубже... застревая где-то в подсознании, несет среди людской толпы и выдавливает из глаз грусть и какое-то маленькое и скромное человеческое озарение.. время покажет, но сегодня я чувствую, что уже около года (а может - больше) ни один фильм, а тем более русский, мне так сильно не нравился (а я уже успела посмотреть и Эйфорию, и Фонтан, и Солярис и прочее новое и старое нашумевшее и не очень, ну за исключением Так далеко, так близко - это неоспоримый шедевр), фильм останется в кинематографе. если вы не смотрели, то постарайтесь выкроить время и силы и обязательно посмотрите.
Сюжет? пересказывать не буду. пресса столько страниц уже исписала аннотациями к фильму, что ничего нового я вам не смогу сказать.
Фильм о ценностях людских, о любви, о доверии, о выборе...
Фильм христианский, не идейно-христианский, и символико-христианский. Иногда Звягинцев, пожалуй, слишком топорно вкладывает в руки детей библию и их устами цитирует «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится», иногда промелькнет в имени дочери - Евы, подающей матери яблоко, иногда во встретившемся в поле стаде овец, в заброшенной церкви, в картине на стене, во врачевателе... множество символов случайно или преднамеренно попавших в фильм переносит нас на иной уровень осмысления - с бытового на бытийный.
Изгнание - это переезд из города, это возвращение в старый дом прошлого, оврагом оторванный от остального мира.. Изгнание - это предательство любимого человека...  Изгнание в рай, изгнание из рая...
Два противопоставленных другу другу человека: муж Александр и жена Вера.. каждый максимально обобщечеловеченный..
Вера - воплощение истинной женственности, животной женственности, настолько животной, что она не останавливается перед смертью.. женственности, жадно вдыхающей запах любимого мужа, жадно вслушивающейся в ветер на пороге дома, тонкая и живущая в мире "над", в мире стихийного и естественного. В ней природой заложено осознание добра и зла. В ней природой заложено восприятие происходящего на более возвышенном, бытийном уровне..
Александр - воплощение мужественности, такой примитивно-бытовой.. мужественности, глухой к близкому человеку, черствой.. мужественности, несущейся меж деревьев, мужественности, которой надо четко знать, четко определить, не способной на стихийную жизнь, на гармоничное существование в природе... Лишь в финале, после перерождения души, он присядет на обочине дороги и запутается печальным взглядом в колосьях поля, он вдруг заметит природу вокруг себя.. осознает.. но об этом чуть позже..
Мне показалось, что в фильме женщина изначально знает, как надо жить, а весь груз человеческой ответственности ложится на плечи мужчины. он словно становится лакмусовой бумажкой добра/зла.. словно через него проверяют все человечество: а сумеешь ли ты простить?
ему нужно выбрать, как поступить... Вера уходит от ответа и вкладывает в руки  мужа "кинжал" ответственности... и он делает выбор. как говорит его брат Марк: какой бы ты не сделал выбор, он будет правильным. и Марк прав. Человек, запутавшийся, потерявшийся, заблудившийся, только сделав выбор, сможет осознать свою ошибку, сможет раскаяться, сможет переродиться... И, только сделав выбор, сильный и мужественный прозреет..
Дождь как омовение, дождь как очищение, как перерождение души..
И в черством сердце мужественности прорастают зерна веры... зерна совести.. и ручей вновь начинает течь по склонам..
Ему страшно слышать от брата слова "Надо хоронить Веру/веру".. но Веру хоронят. веру хоронят, чтобы она дала ростки для новой жизни.. вечной жизни.. ведь "возможна вечная жизнь".. и ее вечность в любви и он едет к детям..
умерла ли Вера? нет.. самый сильный момент для меня в фильме стало "воскрешение" главной героини после ее первой попытки самоубийства. мы видели, как ее похоронили, как ее засыпали землей.. и вот сбивчивое время показывает нам события недельной давности.. и словно Вера, та, которую только что похоронили под безымянным крестом, эта Вера воскресла... и именно ей режиссер доверяет финальную истину фильма об одиночестве, о спасении от одиночества, о спасении от смерти... о любви... Она воскресла, а идеологический оппонент ее - Марк - умер и исчез.. канул в реку забвения.. в финале пусть и горькое, но торжество жизни.. в финале звучит песня женщин, как завершающий аккорд в споре между мужским и женским началами. неслучайно промелькнет младенец на руках у одной из крестьянк. дети и есть та самая возможность вечной  жизни, а женщина, как необходимое условие нового рождения/перерождения.. в ней, в женщине заложено стихийное и природное знание истин. мужчина - создание ищущее, женщина - создание нашедшее..
Вера дала шанс измениться, она искала будущее для своих детей, вечную жизни в добре и любви, она ждала конца одиночества и давала право выбора - высшее право, дарованное Господом человеку.. и только женщина может дать это право мужчине в полной его мере (слабая женщина, беззащитно стоящая перед силой) и человек сделал выбор, и раскаялся, и человек прозрел..

Только вот вопрос: всегда ли нужно сначала делать неправильный выбор, чтобы уже потом знать где добро, а где зло?

П.С. Получилось как-то по-школьному. Уж простите. Я со времен старших классов не писала сочинений и анализов. Да и символы меня только там учили находить и читать.. Просто фильм очень хороший... Как с изобразительной, так и с содержательной точки зрения. На мой взгляд есть пара промахов (например, затянутость конца и финальное растолковывание непонимающему зрителю, что к чему (чей ребенок, почему Вера хотела покончить с собой).. зритель все понимает, ему не нужно объяснять), но все можно простить фильму... это хороший фильм (да, я так считаю).. если бы можно было поставить его в рамку и повесить на стену - я бы так и сделала..
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments