Glint (glint_way) wrote in drugoe_kino,
Glint
glint_way
drugoe_kino

Category:

12 (2007) Режиссер - Н. Михалков

«Не правда быта, а истина бытия» - с такой высокой ноты начинается фильм Н. Михалкова «12».
Фильм задумывался как сильный и беспощадный… 12 человек, так называемый «суд присяжных», собравшихся в физкультурном зале, что само по себе звучит чуть ли не аллюзией к Беслану…помните, да? – должен непременно единогласно осудить или оправдать чеченского парня, который якобы убил своего приемного отца, отставного русского офицера.
Эти 12 – вовсе не блоковские апостолы. Аналогия в высшей степени неуместна по отношению к обычным людям, цель которых в данном случае - быстренько завершить скучнейшую процедуру и разойтись по домам, навсегда выкинув из головы «какого-то чеченца». Да и правда... Чего ради возиться с кавказцем - вон их сколько «понаехало в Москву»! И если раньше говорили, что столица «прожидовела насквозь», то теперь евреи уже особо никого не напрягают – мало их, да и те, что остались, успешно закамуфлированы «под русских», зато «кавказцы» - это уж, извините, признанное и широко отпиаренное социальное зло.
Вообще национальная тема всплывает в обсуждении несколько раз, и каждый раз это настолько узнаваемо и мерзко, что вызывает брезгливость до дрожи, как будто пальцами давишь таракана.
Осужденный чеченец покорно ждет вердикта. Роль «осужденного» выведена настолько скупыми деталями, что кажется жиже тюремной баланды: виден только юный горбоносый профиль, да попытки согреться танцем…да еще застывшее в глазах отчаяние овцы, тупо ждущей заклания.
А эти-то, присяжные, призванные, по замыслу режиссера, показать целый срез российской жизни, и социальной, и культурной, и национальной… Вот они получились, несмотря на шикарную актерскую игру, все равно картонными, невзаправдашными, однобокими какими-то…героями совкового и постсовкового реализма. Т.е. если это интеллигент, защищающий либеральные ценности (Маковецкий), самый вроде бы гуманный из всех, который еще бил себя пяткой в грудь и давил на жалость, крича о том, как он в первые годы перестройки пьяный по поездам шатался, то потом-то он, как и положено гнилому либералу, тихо повернется тылом к происходящему, не забыв чмокнуть иконку. Птичку выпустил на мороз, зараза. Типа, пусть хоть постылая, на свобода – всяко лучше, чем застойная вонь теплой темницы…
Маковецкий вдруг напомнил кардинала Монтанелли, (если хочешь, Артур, я откажусь…) Т.е. ты уж сама решай, птичка божия, свобода тебе важней или смерть…а я – а я – я все сказал, у меня много дел, прости…я должен идти…но окошко ведь открыл… и синонимом свободы стала смерть.
Свобода вообще в этом фильме - покадрово практически – синоним смерти.
Я уж не говорю о «выпускнике Гарварда» (Стоянов) – омерзительный тип… как это… «не холоден и не горяч», но в целом на стороне большинства, лишь бы не конфликтовать…а то ведь тонкая душа не переносит «жести», то бишь, свинцовых-то мерзостей жизни, ее ведь, душу, блевать сразу выворачивает– она ж тооонкая, аристократическая, это ж ведь понимать надо… Есть еще Ефремов - «выездной театр одного актера» на гастролях, и еще один невнятно-картонный тип - Мадянов, горячий (поначалу) защитник коммунячьих идей…а также еще один присяжный – скользкий тип, который вроде бы склонен защищать демократические ценности, но требует тем не менее осудить то, чего понять не может – ведь гуманизм как таковой не прописан в его голове в качестве незыблемого и изначального кодекса, стало быть, и пацану логически жизни не полагается…
Гармаш играет рубаху-парня, над которым режиссер вроде бы глумится как над упертым и оттого довольно комичным защитником национальной идеи (ага, всем «тыкать» - ну как же ж, свои ж ведь, русские мужики-то, ёёё! – ну…почти все), Россия – для русских…жидов – вон, дышать легче будет, кавказцев – выкидывать отсюда к чертям, чтоб не портили породу, они ж недостойны жить в столице, и т.д. А еще под конец он рассказывает омерзительную историю о том, до чего можно довести собственного сына «традиционным воспитанием». В целом – с соплями. Разве что «окрасился месяц багрянцем» не спел…урод.
У меня двоюродный брат такой. Один в один. К счастью, встречаюсь с этим типом только на свадьбах или поминках. Но как узнаваем…
Так вот и делим на всех жалкий кусочек космической грязи – планету Земля…куда ни ткнись – проходят линии фронта, границы территорий, километры колючей проволоки и ледяные горы – между странами, государствами, нациями, людьми… да и сами мы вечно придумываем себе внутренние границы, запреты, строим нелепейшие преграды – а разве кому-нибудь стало от этого легче…
И – до кучи – Мадянов с Вержбицким. Один гнал про то, как у нас хоронят, другой про то, как у москвичей отбирают жильё строительные фирмы. Оба отвратные…первый – с перечнем прелестей своей юной Лолиты (было дано описание практически всех ея эрогенных зон, но про душу – ни звууука…стало быть, и нафиг она нужна вообще, если задница на месте…), второй же «позитивненько так» утверждал, что наше дело – труба.
Вывод напрашивается сам собой: выпьем за успех нашего безнадежного дела и ура, товарищи (или господа).
Короче, это вот мы с вами. Если зайти чуть дальше – это государство, состоящее из нас, какими нас видит г-н Михалков. Себе он в этой жуткой драме отводит роль пророка и спасителя, гениально держит «мхатовские паузы», благородно и красиво меняется в лице при словах «русский офицер» (и я вот все думала – споет ли этот правильный дядько с имиджем «спасителя Отечества» «Боже, царя храни» или нет…) «Зови меня дядя Коля», говорит он освобожденному парню и предлагает жить у него.
Но ведь…какое дело-то. Раз он с самого начала знал, что парень не виновен, почему сразу не вытащил его из тюрьмы? Зачем было устраивать весь этот блоковский балаганчик и цирк с конями? Чем-то, кстати, все это сильно напомнило мне рязановский «Гараж» - только другой уже эпохи…
Люди не меняются…меняются времена, нравы, ломаются привычные догмы…а люди…ммм…все те же, с извечным набором констант и общих знаменателей. Но как же в данном случае не вспомнить «Не судите, да не судимы будете» или попроще, поближе – «А судьи кто?» - или вот, «кто без греха, пусть первым бросит…» и т.д. ?
Стало быть, и камни даже бросить некому. Есть мальчик, чья роль запомнилась разве что шикарными танцевальными клипами (и все…увы), изображающий жертву. Есть застывший на приколе под снегом и дождем БТР, который должен нам показать, что российская армия никогда не уйдет из Чечни… (но не ее победу). Есть судьи, изображающие государство («пусть кричат – уродина…а она нам нравится?»). Есть как бы «спаситель» - но здесь уже я хочу сказать – не верю.
Такие дела…в целом оставляет ощущение чего-то сильного, но непродуманного…хорошо отыгранных ролей при однобоком, на уровне школьных учебников истории для младших классов, подходе к общечеловеческим проблемам… такой, знаете, нарисованный на стене в доме папы Карло картонный очаг.
Горит вроде ярко и убедительно. Светит, да. Но вот…совсем не греет, увы.
И это – «истина Бытия»?
Сколько пафоса…
Печально.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments