Лариса Лисюткина (shaherezada) wrote in drugoe_kino,
Лариса Лисюткина
shaherezada
drugoe_kino

Category:
  • Mood:
  • Music:

«Два в одном». Человеческая трагикомедия Киры Муратовой

«Два в одном» (Кира Муратова, 2006) мы смотрели в прошлую субботу, в к\т «Арсенал» на Потсдамер Платц. В рамках недели русского фильма. Зал был набит битком, пришлось заносить приставные стулья, и в темноте, после начала, всё шли и шли, пригибаясь перед экраном, ценители таланта К. Муратовой и Р. Литвиновой.

До этого я читала весьма скептические отзывы в ЖЖ. Дескать, слабовато, недостоверно, были у Муратовой времена и получше, например, «Настройщик».

О том, что мне не нравится, я (почти) никогда не пишу, чего ради? Фильм «Два в одном» имхо прекрасный. Как часто бывало у Феллини, Муратова смешивает кино, театр, балаган и даже оперу. Действие и персонажи настолько картонные, что нет смысла говорить о недостоверности с позиций реалистической эстетики. Да и антураж указывает на клоунаду, дель арте, карнавал, слепстик*. Труп в костюме Пьеро явно из папье-маше, его лицо разрисовано в виде соответствующей маски. Все участники смертельного «карнавала» тоже гротескны, они сняты не просто крупным планом, а как бы под лупой (есть же, наверно, у кинокамеры функция zoom, или знаменитое blow up), так что их лица деформируются и утрачивают правдоподобие. Такой эффект есть на многих картинах Отто Дикса. А в кино такими преувеличенно крупными планами сняты многие сцены Варфоломеевской ночи в «Королеве Марго» с Шер в заглавной роли. Впрочем, в этом фильме они имитируют и средневековую живопись, прежде всего известные полотна Брейгеля.

Если в первой новелле зрителя сталкивают с шокирующей банализацией феномена смерти и человеческой индивидуальности, то во второй предметом демонтажа становится миф человеческого счастья. Его простейшая формула – богатство плюс любовь – подвергается всестороннему снижению и осмеянию. Стареющий мачо из новых русских, эдакий хипоницшеанец петербургского разлива, отгораживается от страха смерти репрезентациями «вечной женственности», соорудив себе что-то вроде виртуального гарема из добротных копий классической обнажёнки, от Тициана до Кустодиева. Его гостиная, густо увешанная размноженными шедеврами, могла бы стать иллюстрацией к знаменитому трактату Вальтера Беньямина «Судьба художественного произведения в эпоху его промышленной воспроизводимости». Папик не останавливается ни перед инцестом, ни перед преодолением социальных барьеров, он хочет всего-навсего «женщину своей мечты», но эта романтическая формулировка несовместима с актом купли-продажи, так что приходится ему прибегать к более затейливым инсценировкам, используя в качестве агента собственную взрослую дочь, которая тоже стоит у него в списке любовного «отстрела». Папик – артист, у него есть чувство юмора и даже некоторая трогательная наивность, например, он сооружает для своей воображаемой возлюбленной ложе-алтарь, как две капли воды похожее на многоступенчатый свадебный торт. Что ставит сцену соблазнения Алисы (Р.Литвинова) в контекст комедии кремовых тортов. Обескураживающая простота нравов на фоне аристократического интерьера и бесступенчатый переход от патетического языка к обсценному порождают уйму комических эффектов, а сама новогодняя история вполне уместно смотрелась бы в Декамероне. Есть в ней какая-то архаика, нагота и простота желаний, как будто герои не от мира сего.

Но по сути здесь мы имеем дело с комическим снижением и профанацией эсхатологической модели, известной нам по фильмам Стенли Кубрика или Франсиса Копполы. «Заводной апельсин» завершается бредовыми видениями Алекса и страшным кадром его подмигивающего глаза. «Проблема Алекса и породившей его цивилизации не имеет решения, ибо общество изменило идеалам добра, а зло органически свойственно человеческой природе. Этот ответ и означает «апокалипсис сегодня», признание исчерпанности человеческой истории и естественности возврата к доисторическому прошлому, к стаду обезьян, к жестоким языческим ритуалам и надежде на силу тьмы». (См. http://www.m-m.sotcom.ru/8-10/apelsin.htm)
___________________________________________________________________
*«слепстик» (англ. «slapstick») — киноведческий термин, обозначающий эксцентрические комедии американского режиссера Мак Сеннета и сам жанр абсурдной эксцентриады.
Tags: Кира Муратова
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

Recent Posts from This Community