desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

«4 месяца, 3 недели и 2 дня» / «4 luni, 3 saptamani si 2 zile»

Просто и страшно
«Когда великого французского драматурга румынского происхождения Ежена Ионеско спросили об искусстве на его исторической родине, он усомнился в его существовании. И действительно, в культурном отношении Румыния — сплошная терра инкогнита; кроме Ионеско, мировая литература еще знает основателя дадаизма, гениального скандалиста Тристана Тзара. Что же касается кино, то здесь разве что промелькнет в памяти цикл приключенческих лент о мужественном комиссаре Микловане, известный в советские времена. И вот — нечто близкое к сенсации. В этом году на Каннах «Золотую пальмовую ветвь» отдали румынскому фильму «4 месяца, 3 недели и 2 дня» (режиссер — Кристиан Мунгиу); он также является претендентом на «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм».

Один из современных румынских режиссеров сказал, что зритель должен выходить из зала смеясь, но с ощущением того, что живет в кошмаре. «4 месяца...» во многом отвечают этой концепции. Сюжет составляют события одного дня 1987 года, а героинями являются две румынские подружки-студентки, одна из которых вынуждена сделать подпольный аборт — согласно чаушесковскому закону 1966 года, такие операции в стране были официально запрещены.

Начав с утра в общежитии, Мунгиу не пропускает ни малейшей детали, описывает весь тот нищий быт с его подпольными сигаретами, домашними шлепанцами, почасовой горячей водой. Он проводит главных героинь по всем этажам общества, и нигде не найти убежища. Фактически девушки всюду являются непрошеными гостями — в отелях, где вечно нет мест, в собственном общежитии, в домах привилегированных родителей их любовников. Но режиссер избегает разоблачительной позы, филиппик в адрес проклятого режима — в этой реальности люди просто так живут, это для них обычная среда существования. Здесь полностью отменена любая личная жизнь, вместе с тем переступить закон является нормой — но и само понятие нормы кажется полностью утраченным. На самом деле у этого образа действительности столько же общего с Румынией Чаушеску, как и с любой бедной местностью Европы. Более того, Мунгиу удается — постепенно, незаметно для зрителя — создать атмосферу кошмара, хмурого и убедительного сновидения. Не в последнюю очередь благодаря самобытной манере съемки, применяя ручную камеру с невиданным уровнем свободы (оператор – Олег Муту). Изображение то взрывается какими-то невероятными судорогами, то застывает в вялом галлюцинозе, или начинает неровно дрожать, снова параноидально метаться. В фильме есть просто впечатляющие моменты, например, долгое путешествие одной из девушек по ночному городу с мертвым эмбрионом в сумке — камера создает настолько мощное впечатление хаотичного бега, контрасты черных теней и вспышек электричества так бьют по нервам, что страх героини ощущаешь почти физически. Такой сцены тревоги и страха в европейском кинематографе последних лет видеть еще не приходилось. В целом, визуальное мастерство плюс идеальное ощущение ритма у режиссера делают фильм ко всему еще и очень динамичным, увлекательным.

Вся эта история маленького убийства рассказана полностью от начала и до конца. Это завершенная драма — что важно, драма высокая, несмотря на подчеркнуто будничную фактуру. И свои награды она заслужила.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino 七月 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments