bs_chvstvnn (bs_chvstvnn) wrote in drugoe_kino,
bs_chvstvnn
bs_chvstvnn
drugoe_kino

Category:

"Зимние дни" (реж. Кихаширо Кавамото, 2007)

В первый день зимы
Стремительным домкратом
По мирам Басё


Ходили вчера в "35 мм" на этот - не знаю как одним словом сказать - ну, наверное, мультфильм. Который, на самом деле, плод труда интернациональной почти плеяды заслуженных работников анимации, суматошный, жадный и мимолетный нырок в потусторонний мир японской поэзии вообще и мир Басё в частности, хрестоматия мультипликационных тонких приемов и непопсовых способов, ну и, в довесок (даром, что этот довесок раза в три длиннее основной части) содержащая гибрид программы "По домам", литературного ликбеза и мастер-класса от мастеров мульткрафтинга, без которого (гибрида) вполне можно было обойтись.

Основная и до слез короткая часть "Зимних дней" - экранизация одноименной ренку Басё и группы его товарищей-поэтов. Ренку подразумевает коллективное творчество и похожа на ту форму буриме, что рождает веселую ахинею, только созданную всветлую и не забавы ради. Ренку - это серия чередующихся хокку и танка, в которой каждый следующий стих начинается с последней строки предыдущего, при этом хитро записанная и меняющая по ходу себя темп и настроение.

Вот и экранизировала "Зимние дня" также группа единомышленников, только в пять раз примерно большая (33 человека) и географически значительно более распределенная (от Японии до Канады). Крайне приятно - впрочем, и понятно тоже - участие в этом альманахе наших Норштейна и Петрова. Ролик папы "ёжика"-олимпийца идет первым и напоминает своей как-будто калькой накрытостью угадайте какой мульфильм, а автор "Старика и моря" создал один из самых красивых, техничных - маслом по стеклу так, что получается похоже на акварель - понятных и трогательных эпизодов. Впрочем, большинство соучастников также не ударило лицом в грязь, ведь новичков почти не было - более того, участвовали несколько обладателей "Оскара".



Похожих мультфильмов практически нет, кроме, кажется, двух, созданных Кахаширо Кавамотой в его изумительной эйфористично-игрушечной кукольной технике. А еще были пластилин, графика, гравюра, упомянутое масло, тушь и, к сожалению, компьютеры, но с их присутствием теперь и высоком искусстве, видимо, надо учиться мириться. Впрочем, можно и позлорадствовать над тем, что, субъективно, чем в ролике было больше цифрового, тем эмоционально беднее и вообще халтурнее он смотрелся.

Еще немного проигрывали те новеллы, что иллюстрировали стих построчно. Например, если и в стихе лирический герой срывает шляпу, радуясь дождю, а где-то пробивается первый кустик салата, и в мультфильме девушка снимает шляпу, кружится под каплями, а затем - ах, как это неожиданно - превращается в кустик, то это немного раздражает. Потому что японское стихотвоение - даже если оно выглядит как пейзажная зарисовка и в голове у читателя возникает только пейзажная зарисовка - никогда не просто пейзажная зарисовка. Оно больше, чем лексическое значение входящих в него слов и их сочетаний, просто проникнуть в его смысл иногда невозможно, если не знаком с соответствующим историческим событием (можно вспомнить эпизод за авторством китайского аниматора) или перевдочик не смог передать игру иероглифов или просто не хватает ума и опыта. Как бы не хватало бы его у меня, допустим, чтобы понять смысл стихотворения из "Сокрытого в листве":

“В заброшенной деревне под глубоким снегом
Ночью расцвели многие ветки сливы”

без дополнения о том, что, если "красноречивое" выражение “многие ветки” заменить выражением “одна ветка”, то слова “одна ветка” отразят подлинный покой. Уж простите мне эту нелепую и внетемную попытку показать глубину японской поэзии.

Так что буквальное отображение не очень радовало в содержательном отношнии, хоть и, как правило, поражало в визуальном. Еще сильнее расстроили пара контркультурных роликов, небезынтересных с, если позволите, "хрестоматийной" точки зрения, но очень расстроивших несерьезным отношением к делу. Типа, "прислали мне какое-то стихотворение, сказали нарисуй-кась, а там какие-то непонятные куртизанка и бурлаки, ну про бурлаков хоть песня есть, в общем, нарисовал, что в голову взбрело, а в процессе думал о сиськах". Буквально.

К слову, эти вот пояснения из второй части - если не вся она - вообще показались довольно неуместными, натужными и явно для того, что бы растянуть хронометраж. Способы создания - это очень интересно (помните, как здорово было посмотреть допы к "Трупу невесты"), но необязательно. Я бы лучше второй раз мультфильм посмотел, благо устать невозможно и детадей масса. Разжевывание же - временами и вообще пересказ - сюжетов новелл, мало того, что само по себе лишнее, так еще и производимое людьми, больше привыкшими изображать, чем проговаривать - оно иногда было просто пыткой. Усугублявшейся специфическими интонациями русской переводчицы и смехом зала. Еще некоторая грусть одолевала от того, что квартиры практически всех отличных художников производили впечатление довольно жалобное - но эта грусть была вполне светлой. Ясно, что Норштейну в этой стране миллионером не стать, не изменяя себе.

Он и не изменяет: сделав отличный эпизод, сетует на то, что не смог в полной мере создать анимированное хайку, не добился всей нужной компактности смысла. Ох уж эти перфекционисты - потел почти год над двумя минутами, японцы приняли, зрители аплодировали, а ренку, стало быть, не очень получилась. Не знаю, что за идеальный образ в голове у Норштейна, а "мультиплицированые" "Зимние дни" вышли вполне достойными первоисточника - это тоже ренку, только выигрывающие от того, что все его эпизоды сделаны разными художниками. На самом деле, ведь то, что у соседних эпизодов совпадают только начало и конец пересказа сюжета, а в смысле видеоряда, динамики, сути и приемов они отличаются так, как будто принадлежат разным мирам - это настоящая находка, потому, что именно так часто соотносятся соседние стихи в рэнку с той лишь разницей, что миры возникают не перед глазами читающего, а за ними.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments