
На прошедшем фестивале в Каннах приз за лучшую мужскую роль получил Константин Лавроненко (впрочем в России статуэтку фестиваля у него отобрали..), главный актер двух последних фильмов Андрея Звягинцева. И в "Возвращении" (которое мне не очень понравилось своей "глянцевостью") и в "Изгнании" Лавроненко играет сложные роли отца семьи. Если в первом фильме основное внимание сосредоточено на двух мальчиках, то в "Изгнании" разыгрывается драма между мужем и женой. Собственно это и весь сюжет. "Притчеобразность" повествования и надлежащая такому способу изложения фирменная звягинцевская картинка, не позволят мне сказать о сюжете больше, а, скорее, заставят взглянуть.
Очень красивые видовые съемки проходили на территории нескольких стран, в титрах встречается и сама Россия, и Молдова, и Франция, и Бельгия. Работа была проведена немаленькая, к примеру участвовавшие в съемках дом, мост, церковь и кладбище, строили буквально с нуля. Съемки также затягивались в связи с ожиданием шведской актрисы Марии Бонневи(Maria Bonnevie), которая была задействована в Шведском Королевском театре на целый сезон.
А вот применяемые светофильтры и искусственность интерьеров, меня немного раздражали и в первом фильме, но если исходить из все той же "притчеобразности", то к середине фильма, можно даже попробовать получить удовольствие от деталей.
Жизнь в отсутствии любви или её невозможность. Это и есть главное сообщение закодированное не слишком сложно и лежащее в некоторых сценах буквально на поверхности. На это ли указывает первоисточник — повесть Вильяма Сарояна, точно не скажу, увы не читал. Однако вопросы к фильму после просмотра остаются. Возможно сомнение и некий внутренний конфликт вызывает способ изложения и подачи материала, возможно, я, как человек любящий подробную детализацию (как например у Коэнов) слишком привязывался к конфликтным бытовым фактам.
Но и фактом будет то, что фильм трогает почти однозначно. Трогает потому, что вопрос существования любви, работы над нею и над необходимостью прощения через неё, невероятно важен и так сложен в бытовом понимании.
Занятно то, что местами мыслями я возвращался к "Проекту Александры", такому непохожему по стилистике и манере, но в чем-то невероятно близкому фильму. Похоже скорый пересмотр "Проекта" столь же обязательный, сколько предопределены дальнейшие размышления над "Изгнанием".
Создавайте любовь.
Продолжительность 2 часа 30 минут.
Фильм на IMDB
Интервью Звягинцева для "The New Times"
Интервью Звягинцева для "Время новостей"
Интервью Звягинцева для "Московских новостей"
Community Info