Alex Derber (alex_derber) wrote in drugoe_kino,
Alex Derber
alex_derber
drugoe_kino

Category:

Inland Empire/Внутренняя империя (2006)



Реж. Девид Линч
В ролях: Лора Дерн, Джастин Теру, Джереми Айронс, Гарри Дин Стентон, Грейс Забриски, Каролина Грушка

Девид Линч, удостоившийся редкой привилегии стать классиком еще при жизни, несомненно является одной из наиболее противоречивых и интересных фигур в кинематографе. Поклонник абсурдистского юмора, считающий, что жизнь не имеет смысла, Линч почти восемь лет подряд педантично являлся в кафе Bob's Big Boy ровно к 14.30, чтобы выпить пять чашек приторного кофе и шоколадный коктейль, и попробовать выудить из коллективного космического сознания пару-тройку стоящих идей. Это ли не есть вершина рафинированного абсурда?

В кино Линч всегда делает исключительно то, что ему самому кажется интересным, и строго так, как они сам считает нужным, что, к примеру, позволило ему в свое время отказаться от предложения Джорджа Лукаса поставить шестой эпизод «Звездных войн».

В какой-то момент Линча перестало интересовать прямолинейное значение и форма вещей, а истории, которые можно понять традиционной логикой, стали вызывать отторжение. Он обратился к абстрактным материям, пытаясь воссоздать на экране ощущение сна, свзанного с реальностью лишь тонкой нитью, поймать которую почти невозможно, ибо она всякий раз ускользает из зрительских рук в самый последний момент, за секунду до того, как вернется ощущение реальности. Линч просто вышибает ее из под ног и переворачивает все вверх тормашками.

В Inland Empire Линч достиг совершенства в деле борьбы с реальностью. Снятый на камеру DV, балансирующий на грани видео-арта, полный зернистых крупных планов и мастерски выстроенного света, этот фильм напоминает зеркало, поставленное напротив другого зеркала. Смотрясь в него, можно увидеть бессчетное множество проекций, но, в случае с Линчем, можно и не увидеть ничего. Здесь все зависит, прежде всего, от наличия желания их увидеть. Незаинтересованный зритель посчитает фильм издевательством и покинет зал через 15-20 минут после начала. Если же зритель заинтересован, а лучше, если еще и подготовлен, то трехчасовая лента спровоцирует странное, медитативное состояние, а время пролетит даже не незаметно – оно просто потеряет значение так же, как оно теряет всякий смысл на экране.

Кроме того, что Inland Empire является мощным медитативным катализатором и как ни один другой фильм воссоздает атмосферу странного и непонятного сна на яву, он еще и представляет собой пазл, несколько частей которого затерялись в пыли под шкафом. Но, хоть и не до конца, пусть частично, его все же можно разгадать. Тут все, опять же, зависит от наличия у отдельно взятого зрителя желания копаться в голове Линча и выуживать оттуда туманные зацепочки и наводки, гадая о назначении красных ламп, надписи Axxon N. и людей-кроликов, к тому же зная, что несколько деталей головоломки он все равно не найдет, даже если пройдется под шкафом пылесосом.

Inland Empire – это еще и подведение итогов, свод интересующих Линча тем, которые он разворачивал на экране в течение всей своей кинематографической жизни. Это и сатира на голливудские клише, и неразрешимая тайна, и мрачный, почти хичкоковский саспенс. А история актрисы, снимающейся в фильме по якобы проклятому сценарию – лишь поверхностная иллюзия сюжета, призванная быть той самой ускользающей в последний момент нитью реальности.

По признанию актеров, да и самого Линча, фильм снимался без четкого сценария. Процесс напоминал то, как паук плетет свою паутину и одновременно по ней же передвигается. Артистам раздавали лишь разрозненные диалоги и монологи, так что на премьере актерская братия находилась в одинаковом положении с рядовыми зрителями, надеясь хотя бы в кинозале узнать и, если повезет, понять, в чем же они, собственно, только что снялись. Не уверен, что им это удалось, но своей работой они наверняка остались довольны, в особенности Лора Дерн, исполнившая абстрактную роль женщины в беде (a woman in trouble – так определил главный предмет фильма сам Линч) выше всяких похвал.

Таким образом, Inland Empire – это, пожалуй, самая удачная в истории кино попытка воссоздать на экране атмосферу бредового, но необъяснимо опасного и притягательного сна. Линч, словно один из персонажей картины – Фантом, гипнотизирует зрителя, так что последний и сам не понимает, как он оказался с отверткой в боку и что вообще посмотрел. Но на эмоциональном уровне фильм как минимум не оставляет равнодушным, а в чем-то и меняет традиционное представление о том, что такое кино и в чем его истинное предназначение – рассказать понятную всем историю или ввести в транс и воздействовать на зрителя туманными, будоражащими подсознание образами.

В любом случае, если бы человек не искал в искусстве новых горизонтов, то мы, вероятно, до сих пор довольствовались бы наскальной живописью, поэтому работа Линча неизменно вызывает интерес, независимо от персонального отношения к ней. А слушать отзывы зрителей, досрочно покинувших зал и утверждающих, что над ними там попросту издевались, неизменно забавно. Смотреть фильмы Линча, особенно последние, есть смысл только при наличии понимания, на что ты идешь и насколько лично тебе оно нужно. А изрыгая в адрес Линча проклятия, можно лишь публично обнаружить собственную глупость, что на самом Линче, к счастью, никак не скажется, и он, надеюсь, и дальше продолжит исследовать новое, провоцировать, удивлять, шокировать, запугивать и запутывать. По крайней мере, с ним точно никогда не будет скучно.

А чтобы суть фильма стала окончательно ясна, уместно будет вспомнить фрагмент из интервью Лоры Дерн для National Public Radio, где она рассказала, как Линч затребовал у продюсера предоставить ему одноногую женщину, обезьяну и дровосека к 15 часам того же дня. Удивленный продюсер спросил Дерн, не шутит ли Линч, на что актриса ответила: «You're on a David Lynch movie, dude. Sit back and enjoy the ride».

P.S. К 16 часам г-н Линч получил в свое распоряжение одноногую женщину, обезьяну и дровосека.
Tags: 2006, Дэвид Линч, американское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments