Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote in drugoe_kino,
Лев Семёркин
lev_semerkin
drugoe_kino

Categories:

«АЛЕКСАНДРА», А.Сокуров, Россия, 2007 г. (9)

.
Война окончена.

Когда смотрел фильм, в памяти возникали самые простые строчки из школьной русской классики :

- «мороз-воевода дозором обходит владенья свои». Только здесь не Мороз-воевода, а бабушка Александра, тоже "некрасовский" персонаж («есть женщины в русских селеньях»). Она обходит дозором самые «проблемные» из своих владений, самые горячие точки.

- «и чувства добрые я лирой пробуждал». Фильм о военных, о войне (здесь чеченская война – тема, а не повод, как в фильме “12”) сделан с добрым пафосом умиротворения.

Снято очень просто и естественно, сюжет – линейный (приехала, побыла и уехала). Играет натура и фактура, а камера просто фиксирует. Разительный контраст с предыдущим военно-фактурном фильмом Сокурова «Отец и сын». Тот был мутный, претенциозный и двусмысленный, а этот – ясный, безыскусный, с простым однозначным посланием.

Антураж - документальный. Вагоны, БТРы, палатки, разрушенные дома – всё подлинное. Такое впечатление, что военные и местные жители играют самих себя. Лицо солдата, которого приставили сопровождать бабушку, напомнило одного молодого театрального актера – Евгения Ткачука (Ипполит в “Федре” Жолдака), но я был очень удивлен, когда на титрах выяснилось, что это и был Ткачук. Впрочем, большинство военных действительно играют сами себя.

Рядом с такой выразительной мужской натурой нужна была очень сильная актриса, чтобы возникло равновесие «мужского» и «женского». Приглашение на заглавную роль Галины Вишневской сработало на все сто. Харизма Вишневской очень кинематографична, что было ясно еще по фильму «Катерина Измайлова». Помещение оперной дивы – величественной и статичной – в подлинную среду кинокадра подчеркивает неординарность ситуации. Можно вспомнить приглашение Марии Каллас в «Медею» Пазолини. Только задачи в этих двух случаях решались противоположные. Каллас взрывала, вносила тревожную ноту в натуральный природный фон, а Вишневская наоборот вносит успокоение в мир перенапряженный, уставший от войны.
Вишневская (как и все остальные участники съемок - профессионалы или непрофессионалы) в положении скорее не актрисы, а натурщицы, ей не нужно ничего играть лицом, простое присутствие в кадре решает все художественные задачи. На образ работают и точные детали (гребешок в волосах, сережки). В фильме много таких подробностей, случайно попавших в кадр (солдат кормит котенка, связка книг на полу в квартире чеченской женщины).
А еще очень помогает создать нужную спокойную, сосредоточенную и углубленную авторскую интонацию музыка. Написана современным автором, а звучит как классика (записана оркестром Мариинского театра под управлением Гергиева).
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments