3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

"Александра" (2007) А. Сокурова

В своём новом фильме "Александра" Александр Николаевич Сокуров внимательно
рассмотрел войну с женской точки зрения.



Вряд ли можно сказать, что "Александра" Сокурова рассказывает нам о войне
в Чечне, даёт хотя бы приблизительное описание этого конфликта, его
мотивов. Военные действия, отношения между солдатами, бои, ночные тревоги,
нападения боевиков - отсутствуют в этом пацифистском фильме. Главным
полем битвы становятся характеры главных героев.

Сокуров сосредотачивает наш взгляд на диалогах. На сопоставлениях. На
сосуществовании в одном кадре. Контраст - основной режиссёрский приём в
этом фильме. Пожилая мирная женщина (блистательная Галина Вишневская) и
молодой военный, её внук (Василий Шевцов). Женщина и мужское пространство
военной части. Старуха и молодые солдаты. Русская и чеченка (Раиса
Гичаева). Пожилая русская и молодой чеченец.

Конфликт - вот что отсутствует в фильме. Война - только подразумевается,
она совсем рядом, только промелькнёт (когда в маленьком эпизоде чеченцы
утянут за забор двух русских солдат), он за кадром. И нет столкновения -
характеров ли, сил. Фактически перед нами музыкальное произведение для
трёх солирующих инструментов и оркестра. Каждый ведёт свою партию не мешая
друг другу. И за счёт этого проявляется богатейший эммоциональный диапазон
каждого из них. Как в другом фильме Сокурова - "Мать и сын" (1996).

***

Появление пожилой женщины в действующей военной части в Чечне событие
экстраординарное. Сначала она едет с солдатами в товарном вагоне, затем её
везут на БТР. Женщина - пожилая. перемещение по приставным лестницам и
залезание на борт военной машины дело для неё крайне непростое.

Дальше будет ещё тяжелее. Оператор Буров создаёт коричневатое, выцветшее
изображение, усиливающее ощущения жары, пыли, оторванности от уюта и быта.
Брезентовая палатка. Жара. Гимнастёрки и кирзачи. Лязг металла.
Разрушенный войной чеченский город. Бабушка приехала навестить внука.
Привезла пирожков. Внук - здоровый мужик 27 лет, по утрам ездит на военные
операции. Бабушку свою очень любит, на руках носит по военному лагерю.

Но бабушка с мужским именем Александра Николаевна - женщина с суровым
характером. Даст сто очков вперёд любому военному. Да ну и что часовой, ну
подумаешь - сюда нельзя. Я погулять пошла. Возьми пирожок. Молодой ещё. Я
здесь, у шлагбаума посижу. Просидит всю ночь. (Всё это сильно напомнило
мне Антониду Васильевну из "Игрока" Достоевского).

Осматривает военный лагерь. Как солдаты оружие чистят. Хорошо ли кормят?
Что-то ты, Денис, какой-то неухоженный, запущенный. Почему не женишься?

Так нищий я, кто за меня замуж пойдёт. И на сберкнижке ничего нет? Крохи.
Что я умею делать - только воевать.

Накинула платок. Пропустите, ребята, я на базар иду. Сигарет купить?
Сладкого? Хорошо, позабочусь. У нас денег нет. Ну и ладно.

На базаре Александра знакомится с торгующей на базаре чеченкой Маликой.
Незнакомые люди, между которыми сразу возникают отношения, не требующие
проговаривания деталей. Понимание с полуслова. Никто ни к кому не
приглядывается. Просто сели рядом. Деньги забыла? Возьми, возьми сигареты.
Мои окна всегда были на русскую сторону.

Но Александра Николаевна плохо себя чувствует. Малика отводит её к себе
домой, в панельный, обваливающийся от артобстрелов дом. Да, летом ещё
ничего.

И вот молодой чеченец, провожающий Александру до военной части. Отпустите
нас. "- Надо терпеть", - отвечает Александра.

***

Странность ситуации напомнила мне ещё один фильм Сокурова - "Круг второй"
(1990), где молодой парень долго хоронил умершего отца. Всё действие в
фильме занимают неумелая подготовка молодого парня к похоронам, его
блуждания по серому заснеженному городу. Конечно, происходящее в "Круге
втором" сильно напрашивалось на метафору похорон советского прошлого.
Благо детали убогого быта и медали в шкатулке отца возможность для такой
трактовки давали. Но нет, всё немного не так.

Создание фильма ради только одной такой метафоры выглядит как нонсенс.
Сокуров исследовал сознание постсоветского человека и его отношение к
смерти. Понимание этой части человеческой жизни выявляло протекающие в
сознании молодого поколения психологические процессы. И тем самым
характеризовало их, а не переводило происходящее в разряд метафоры.

В "Александре" мы наблюдаем похожий метод. Сказать, что Александра
Николаевна символизирует некую абстрактную Родину-мать - означает
существенно упростить фильм.

Если вспомнить брейгелевский шедевр "Охотники на снегу" - перед глазами
сразу же встаёт пасмурный зимний день. Продрогшие, усталые охотники и
озябшие собаки. Сдуваемое ветром пламя костра. Мы не можем увидеть в этой
скупой жанровой сцене больше рассказа о возращении с зимней охоты. Но есть
переданное Брейгелем ощущение человеческого бытия, неприветливости
природы, масштаба человека перед лицом мироздания.

Похожий по сюжетной скупости подход мы наблюдаем и в "Александре". Подход,
но никак не обделённость этого фильма полутонами. Даже полу-полу-тонами. В
"Александре" Сокуров ещё раз проявил себя как выдающийся психолог.
Созданным им характерам нет равных по выразительности и точности в
современном российском кинематографе.

Властность в человеческом характере и отход от нормы человеческого
существования - вот что показывается режиссёром. Денис, жалующийся
Александре Николаевне, что их здесь никто не боится. Сама Александра,
которая словно важный военный чин вызывает суету и парализует солдатскую
волю.

Выросший в семье профессионального военного Сокуров не случайно так
внимателен к бытовой стороне солдатской жизни. То что в его документальных
фильмах из армейской жизни - "Духовных голосах" (1995) и "Повинности"
(1998) - выступает как аскеза и самоограничение, в "Александре" показано
как испытание, тягость.

Сам по себе акцент на телесном, бытовом - еда, одежда, повседневные
заботы - говорит нам об основах бытия, о тех рамках, выйти за которые
человеку нельзя. Но раз уж они отведены нам - что же заставляет русских
мучится, морально страдать в столь не подходящем климате, во враждебном
окружении, отказывая в самом элементарном?

Сокуров не даёт ответа на этот вопрос. История, подоплёка политического
конфликта даже не мелькают в этом фильме. Главное - выявить в человеке
некую субстанцию, которая движет его к этим обстоятельствам.

Денис вспоминает жесткость деда. То как чувствовала себя в семье его мать.
Сама Александра, вздохнувшая спокойно после смерти мужа. Суровость,
непреклонность, властность - вот те основные черты формирующие характеры
главных русских героев.

И тут же сцена, в которой Денис успокаивает свою бабушку. Её распущенные
длинные волосы говорят о женской слабости, а сама она жалуется на
одиночество. Как и всякий выдающийся художник Сокуров обрисовывает
человеческую личность различными красками.

Конфликт, конечно, тут есть. Он внутри Александры и Дениса. Они просто не
в ладу с самими собой. Суровые, жёсткие черты личности оборачиваются
против самого человека, отчуждая его от мира, бросая наедине с самыми
сложными вопросами.

В конце фильма чеченские женщины провожают Александру Николаевну. Отходит
поезд, но трогательное прощание этих ещё вчера незнакомых людей дарит
надежду. Быть может на внутренние перемены?

***

И всё же такой перекос в сторону ярких героев и их переживаний ослабляет
общую цельность фильма. Визуальный ряд довольно монотонен. Сокурову важнее
медитативные впечатления, из-за этого фильм проигрывает в общей
образности кадра. Среда южного города, этнографический срез были
несравненно лучше продемонстрированы им в "Днях затмения" (1988).
Tags: Александр Сокуров
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments