Человек с магнитофоном в носу (ex_polotenc) wrote in drugoe_kino,
Человек с магнитофоном в носу
ex_polotenc
drugoe_kino

«Такси-блюз», СССР-Франция, 1990 год. Реж. и сцен. Павел Лунгин.


 

Сейчас это кино совершенно иначе воспринимается. В юности интересно было, в первую очередь, посмотреть на Мамонова – и, разумеется, как героиню Натальи Калякановой отымели в задний проход (кстати, первая подобная сцена в советском кино). «Такси-блюз» на поверку оказался значительно глубже неуместной в своей бравурности «Ассы» с ее ожиданием перемен.  Я уже не говорю о других постперестроечных картинах, среди которых лучшими оказались «Господин оформитель», «Страна глухих» и «Окраина». Воистину, как в анекдоте: на безрыбье и сам раком станешь.

Без сомнений, это самая великая картина, в общем-то, средненького режиссера. Фильм «Остров» четко показал конъюнктурность Лунина. Собственно говоря, «Такси-блюз» тоже представлял собой «махровую», как говорится, конъюнктуру: для внутреннего рынка – вошедшая в моду контркультура, для фестивалей – демонстрация советского чернушного быта. В результате получился не только достоверный и жестокий документ эпохи; без натяжек, вышел шедевр.

Говоря в двух словах, это история о том, как волевой пролетарий решил перевоспитать беспутного саксофониста, который на поверку оказался талантищем международного масштаба. История столкновения двух  мировоззрений с позиций конца восьмидесятых годов давала какую-то надежду на хэппи-энд: возможность отстоять свое право на свободу самовыражения в новом, свободном мире. Все перечеркнули финальные титры, в которых рассказывалась дальнейшая судьба героев. Чуда не произошло. Беспутный саксофонист, как ему и полагается, спился – даром, что в Америке, а не под родным забором. Зато пролетарий Шлыков стал героем нового времени, открыв кооперативный таксопарк. И снова сложно удержаться от параллелей с «Ассой», которая демонстрировала принципиально противоположный взгляд на вещи.

Также довольно неожиданным для конца 80-х (тем более неожиданное на фоне возвышения в Перестройку абсолютно вторичных и до неприличия картонных героев наподобие В. Цоя)  кажется отношение режиссера к подпольному советскому искусству, к совковой контркультуре. Международное признание саксофониста, который по логике вещей должен был сдохнуть под забором, совершенно не случайно. Все эти пьяненькие доморощенные гении, кричащие кикиморами Приговы (который кстати, появляется в крошечном камео) на внутреннем рынке особенно никому не были нужны, зато идеально подходили в качестве исполнителей «директивы Алана Далласа». Судьба самого Петра Мамонова, который сперва удалился в деревню, а затем впал в религиозный экстаз (раскаявшись, естественно, в грехах рок-энд-ролльной молодости), весьма показательна. Прикормленный заморскими грантами Пригов не стеснялся чудить до самой смерти.

Кстати, любопытно узнать, что оператором картины выступил Денис Евстигнеев, в дальнейшем поставивший два кинонедоразумения – «Займемся любовью» и «Лимиту».  А композитор ленты Владимир Чекасин использовал для сцены катарсиса Ивана Шлыкова заключительную часть своей сюиты «Воспоминания», которая в виниловом варианте стала бестселлером 1984 года.

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →