Top.Mail.Ru
? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
(no subject)
ex_polotenc wrote in drugoe_kino

«Такси-блюз», СССР-Франция, 1990 год. Реж. и сцен. Павел Лунгин.


 

Сейчас это кино совершенно иначе воспринимается. В юности интересно было, в первую очередь, посмотреть на Мамонова – и, разумеется, как героиню Натальи Калякановой отымели в задний проход (кстати, первая подобная сцена в советском кино). «Такси-блюз» на поверку оказался значительно глубже неуместной в своей бравурности «Ассы» с ее ожиданием перемен.  Я уже не говорю о других постперестроечных картинах, среди которых лучшими оказались «Господин оформитель», «Страна глухих» и «Окраина». Воистину, как в анекдоте: на безрыбье и сам раком станешь.

Без сомнений, это самая великая картина, в общем-то, средненького режиссера. Фильм «Остров» четко показал конъюнктурность Лунина. Собственно говоря, «Такси-блюз» тоже представлял собой «махровую», как говорится, конъюнктуру: для внутреннего рынка – вошедшая в моду контркультура, для фестивалей – демонстрация советского чернушного быта. В результате получился не только достоверный и жестокий документ эпохи; без натяжек, вышел шедевр.

Говоря в двух словах, это история о том, как волевой пролетарий решил перевоспитать беспутного саксофониста, который на поверку оказался талантищем международного масштаба. История столкновения двух  мировоззрений с позиций конца восьмидесятых годов давала какую-то надежду на хэппи-энд: возможность отстоять свое право на свободу самовыражения в новом, свободном мире. Все перечеркнули финальные титры, в которых рассказывалась дальнейшая судьба героев. Чуда не произошло. Беспутный саксофонист, как ему и полагается, спился – даром, что в Америке, а не под родным забором. Зато пролетарий Шлыков стал героем нового времени, открыв кооперативный таксопарк. И снова сложно удержаться от параллелей с «Ассой», которая демонстрировала принципиально противоположный взгляд на вещи.

Также довольно неожиданным для конца 80-х (тем более неожиданное на фоне возвышения в Перестройку абсолютно вторичных и до неприличия картонных героев наподобие В. Цоя)  кажется отношение режиссера к подпольному советскому искусству, к совковой контркультуре. Международное признание саксофониста, который по логике вещей должен был сдохнуть под забором, совершенно не случайно. Все эти пьяненькие доморощенные гении, кричащие кикиморами Приговы (который кстати, появляется в крошечном камео) на внутреннем рынке особенно никому не были нужны, зато идеально подходили в качестве исполнителей «директивы Алана Далласа». Судьба самого Петра Мамонова, который сперва удалился в деревню, а затем впал в религиозный экстаз (раскаявшись, естественно, в грехах рок-энд-ролльной молодости), весьма показательна. Прикормленный заморскими грантами Пригов не стеснялся чудить до самой смерти.

Кстати, любопытно узнать, что оператором картины выступил Денис Евстигнеев, в дальнейшем поставивший два кинонедоразумения – «Займемся любовью» и «Лимиту».  А композитор ленты Владимир Чекасин использовал для сцены катарсиса Ивана Шлыкова заключительную часть своей сюиты «Воспоминания», которая в виниловом варианте стала бестселлером 1984 года.



promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Оригинальная рецензия. Не зря под катом. Собственно, фильм от этого хуже не становится.

Обалденный фильм! Мамонов красавчег. Обажаю его. Кста, может подскажите ещё какие фильмы с его участием кроме Остров и Пыль, м? Спс за ранее(((:

Петр играл в "Игла", "Нога" "Время Печали еще не пришло". Лучшая, на мой взгляд маленькая, но мощная роль в "Нога".

Как его посмотрел, он стал одним из любимых...а с Мамоновым есть"Время печали еще не пришло".

И "Нога"; читал, что выпустили на лицензии, пора смотреть)

(Deleted comment)
автор рецензии, видимо, из тех, кто до сих пор верит в силу ссср, который развалил "кто-то". поэтому без "планов даллеса" обойтись было сложно. слава богу, что хотя бы "план путина" тут не нарисовался.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
ловко Вы так целую эпоху оценили, заодно со всеми её героями... при том, что к фильму это не относится.

в моём родном городе, на набережных скалах до сих пор каждый год обновляют надписи "Цой жив", "Витя, мы с тобой"

Вот, знаете ли, последнее граффити меня особенно настораживает)

только на мой взгляд с "Ассой" параллели строить не нужно
фильм сам по себе
самобытен так сказать

Спасибо, за действительно интересную рецензию, но я не во всём с Вами согласна.
Во-первых, Мамонов молодец, что подтверждается его спектаклями (жаль редко приезжает).
Во-вторых, "Такси блюз" достаточно глубокий фильм, чтобы не привязывать его к какой-то конкретной стране или времени. Безусловно, колорит тех времён показан, но это не является главной целью фильма, мне, например, в первую очередь интересен конфликт людей двух совершенно разных мировоззрений.

А о Пригове-то зачем всяких глупостей?

С автором во многом не согласен, но отзыв понравился. Именно такие чужие мнения, заметно по-другому воспринимающих кино людей, и интересны и должны вызывать дискуссии (imho).

Где-то встречалось мне определение вроде "искусство - это отражение действительности художественным образом". Вот, оно самое. Мне фильм очень понравился именно за гениальное отражение действительности. За откровенный и чуть ли не интимный взгляд в менталитеты (души?) героев и ту эпоху. В этом, полагаю, очень большая заслуга режиссёра. Пожалуй, зря вы его так. "Остров" хотя и запопсованый немного, но всё же отклик нашёл, и тоже чётко отразил некоторые вещи.

Кстати, ВОПРОС: а в какой именно сцене появляется Пригов?

В эпизоде, когда таксист ищет саксофониста в поезде. Писатель в купе - это Пригов

Самый лучший фильм Лунгина . Но , это фильм для определенного поколения . Кто из моих знакомых 80 х годов рождения этот фильм смотрел никому не понравилось . А для меня это фильм про все . Я его часто пересматриваю .

Про сцену анального имения не знал. Теперь очень хочу посмотреть. Кстати, "Страна" и "Окраина" - это никаким боком не постперестроечные картины. Постперстройка - это где-то до 93 года включительно

Где то до 1994 у нас и снимали интересное кино. В то время, как сейчас говорят была "смерть" кинопроизводства-но именно тогда были "Луцик-Саморядов" и была Жизнь. Все что выходило во второй половине 90-х, скука. Деньги пришли-драйв ушел. "Окраина" только порадовала!

Удивительно, но "Такси-Блюз" дебют Лунгина. В 40 лет. Мне еще у него нравится «Луна-парк». Скажите а "Такси-Блюз" есть на двд? Я его нигде не видел.

Да, действительно, я не обратил внимания. На ДВД не видел, тащил из Интернета. Посмотрите, у меня в журнале есть ссылка.

замечательный фильм, Вашу критику считаю неуместной но изящной

Фильм хорош
Рецензия говно.

Подписываюсь под каждым словом