Георгий Квантришвили (q_iber) wrote in drugoe_kino,
Георгий Квантришвили
q_iber
drugoe_kino

Category:

ЖЕНА КЕРОСИНЩИКА, режиссёр Александр Кайдановский, 1988 год, 95 мин.


Любители марочного кино, конечно, помнят Кайдановского. Хотя бы как исполнителя главной роли в одном из лучших фильмов Андрея Тарковского СТАЛКЕРЕ. Не все знают режиссёра Кайдановского. Первый его фильм по новелле Борхеса производил впечатление и внушал надежды. Они были оправданы первым и последним полноформатным фильмом покойного Мастера. Но мало кто этот фильм понял и принял. Во-первых, в эти годы (конец восьмидесятых) стало модно поднимать тему сталинского тоталитаризма, во-вторых, вошли в моду всякие модернистские заморочки. Фильм Кайдановского казался конъюнктурным совмещением того и другого: о сталинизме модернистскими приёмами. 

Этот поверхностный взгляд, похоже, так и не позволил уяснить суть фильма. На самом деле фильм – духовная исповедь режиссёра, как ни затасканно звучит это словосочетание. Его детство совпало с концом сталинской эпохи. Накануне смерти он стал свидетелем трансформации одного политического режима в другой, не менее отвратительный. А то, что может показаться неоригинальными модернистскими приёмами, на самом деле – вовсе не кинематографические трюки, а некие иероглифы, указывающие на реальные духовные явления. После фраз, подобных предыдущей, принято спрашивать: ты сам-то понял, что написал? Кроме понятного и чёткого, дорогой читатель, существует непонятное, с нечёткими контурами и неопределёнными границами.

Можно легко очутиться в таком мире непонятного. Например, завяжи глаза в незнакомом месте и попробуй пожить так хотя бы несколько часов. А есть духовное зрение. Люди, которые внезапно его обретают, испытывают ощущение, будто до этого у них были завязаны глаза. Открывается многое, о чём раньше и не подозревали. Но как рассказать об этом людям, у которых "повязка" осталась? Есть притча, как слепому пытались объяснить, какое Солнце. Сказали, что круглое и дали пощупать сомкнутые в кольцо пальцы. Слепой решил, что Солнце скрюченное. Поэтому просто посмотри этот фильм внимательно. И если ты не совсем слепой, то в очень многих местах почувствуешь: тебе знакомо то, что происходит на экране. Это было с тобой. 

В фильме сыграл свою до сих пор лучшую роль (вернее две роли, одному актёру выпал шанс сыграть двух братьев-близнецов) Николай Балуев, вынужденный в современных фильмах играть спецназовцев. Итак, один брат – приспособленец, другой – неудачник. Один – партноменклатурщик, другой – вонючий керосинщик. В начале фильма в окно кабинета первого влетает камень. Казалось бы, всё очевидно – "террорист", бывший партизан, даже не пытается скрыться. Судить его неудобно, поэтому бедолагу определяют в дурдом. Но для расследования инцидента в городок прислан следователь из прокуратуры. Что он ищет – непонятно. Вероятно, антисоветский заговор. Начинается достоевский, вернее, кафиканский, если не лавкрафтовский, а уж если быть более точным, мамлеевский детектив, в котором разгадка – ничто, атмосфера – всё. Автор и герои водят зрителя за нос, полтора часа на экране вместо привычного расследования, т.е. проверки версий и сбора доказательств – мрачная клоунада. Впрочем, ясно, что кто-то должен умереть. Непонятно, почему, но сомнений в этом не возникает ни на секунду. В конце фильма умирает… Сталин. Ну вот, теперь всё. Хотя одному из героев фильма автор до кучи тоже навязывает смерть – погибает один из братьев. Вроде бы тот, который негодяй. Но потом возникает подозрение, что партноменклатурщик подставил вместо себя керосинщика. Хотя сам уже был мёртв. С самого начала. И вообще все были мертвы. Были, есть и будут. Мёртвый брат произносит обличительный монолог – приговор времени и той стране, в которой снят фильм. Своего рода альтернативный гимн России. Но без музыки и в прозе. Лично мне он кажется на много порядков круче творения Александрова и Михалкова-старшего.

При том, что Кайдановского-режиссёра считали продолжателем Тарковского, он, скорее, рискнул воскресить принципы монтажного кино дозвуковой эры (что снимали в 20-х годах Эйзенштейн, ФЭКСы, Пудовкин, Эрмлер…). Фильм нашпигован эксцентричными гэгами (или, пользуясь терминологией Эйзентштейна, - аттракционами). Которые очень хочется пересказать, но лучше этого не делать. Некоторые из них можно смотреть вообще вне контекста фильма, как идеальные видеоклипы эпохи.

В конце фильма за брошенным в психушку "террористом" приходит его друг-горбун. (Это я не удержался и пересказываю). Бывший партизан свободен. Но уходить из дурдома отказывается. Прижился, не хочет оставлять друзей-даунов. К тому же тут и развлечения есть. Скоро их повезут в Семикаракоры. "Мы поедем в Семикаракоры" – то ли спрашивает, то ли утверждает он в окружении толпы даунов. Дауны оживляются, некоторые возбуждаются, мычат, на лицах даунов радость. "Мы поедем в Семикаракоры"

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments