Kabal (kabal_51) wrote in drugoe_kino,
Kabal
kabal_51
drugoe_kino

Category:

"Прощай, детка, прощай" (2007) Бена Аффлека



Прощай, детка, прощай

gone baby gone
2007, 114 мин.
РЕЖИССЕР:  Бен Аффлек
В РОЛЯХ: Кэйси Аффлек, Мишель Монахэн, Морган Фримен, Эд Харрис


Полнометражный режиссерский дебют Бена Аффлека "Прощай, детка,  прощай", сделанный по книжке Денниса Лихейна  на модную тему киднэппинга, ярко иллюстрирует общеизвестную истину, что благими намерениями вымощена лишь дорожка в ад, а грань между правильным и неправильным решением порою настолько тонка, что может этой грани и не существует вовсе?

Картина рассказывает историю  частного детектива Патрика Кензи, который пытается параллельно с копами отыскать четырехлетнюю девочку, чье похищение вызвало огромный резонанс в обществе и прессе. С этой целью герой выходит из бедлама собственной жизни, достает из-под аккредитации частного детектива пушку и отправляется вместе с женой в путешествие по бостонским переулкам, где заглядывает в грязные бары-притоны и устраивает разборки ради поиска хоть каких-нибудь подробностей странного похищения. "А ты, пацан, иди лучше Гарри Поттера почитай", – только и отвечают на его любопытствующие вопросы всякие асоциальные типы. А он так сознательно им в ответ: "а ну-ка расступись или щаз как свинца в жопу напущу" – причем говорит с такой интонацией, что невольно понимаешь, для этого человека  сдержать слово как утром умыться.

Первые полчаса можно думать, что "gone детка gone" вогнано в прокрустово ложе классического "черного" триллера-детектива – жанра, бросающего зрителя на самое дно мрачных бостонских окраин со всеми их ними педофилами, наркобаронами, убийцами и фриками всех мастей. Каким-то совершенно непостижимым образом, Бену Аффлеку удается показать, что у героев, раскинутых по разные стороны баррикад – и у хороших, и у подлецов, - души чернее, чем ночь без луны, и грязнее, чем дверные ручки, а жизнь, что характерно, у всех какая-то бессмысленная, кривая и так далее. Очень хитрым образом сторонится этой кучи малы фигура похищенной четырехлетней девочки, - символ счастья и незапачканной чистоты, - которая за весь фильм обмолвится только о том, как зовут ее куклу. Строго говоря, ребенок здесь сюжетно необходим лишь, чтоб показать какими скотами являются практически все собравшиеся: и бородатый Эд Харрис, и сентиментальный добряк Морган Фримен, и Кейси Аффлек, который в профиль ну прям натуральный Хамфри Богарт.

К середине - в сцене снятой настолько страшно и саспенсно, что происходящее тянет, как минимум, на кульминацию фильма - детектив Кензи, пройдя через огонь, воду и медные трубы, пролазит в дом педофила, где обнаруживает части расчлененного трупа. И как только он на пике тошноты выхватывает преступника из темноты и на соматических реакциях пускает его черную кровь по грязному полу – сразу начинается другое кино. В одночасье фильм успевает трансформироваться из финчеровского триллера в экзистенциальную драму, а режиссер, образно говоря, променивает нуарную шляпу на михалковскую фуражку.

По дико странному стечению обстоятельств получилось, что Бен Аффлек и Н.С. Михалков говорили в этом году об одном и том же – о возможности пренебрежения законодательством ради высшей благой цели и о том, как быть, если справедливость и милосердие выше закона?

И если "Двенадцать" Михалкова оказались в финале филигранно исполненной мистификацией, представляющей вниманию зрителей лишь пугающую пустоту и крутого Дядю Николая, который на манер Джейсона Борна расправился с неразрешимой проблемой просто, остроумно и с улыбкой на лице; то результат, которого добивается Аффлек-старший,  работая, в принципе, с тем же материалом, иначе как невероятным не назовёшь. Его детектив Кензи к концу фильма не просто стоит у поребрика сложного выбора (идти против совести, либо против закона) -  он по уши в дерьме, причем без лопаты и вне зависимости, какую миссию выполнит. Ситуация в финале настолько сложна и запутанна, что не дает достаточно оснований сделать при ее анализе однозначный выбор, и от этой безысходности хочется закричать "так не бывает - ничего не знаю и знать не хочу".

Конечно, режиссер пренебрегает мирской логикой ради высшей дилеммы, чтоб зритель мог себя поставить на место главного героя (который, впрочем, так и не понял, правильно ли он поступил). И когда пытаешься проиграть ситуацию раз за разом, с одной стороны понимаешь, что Закон есть Закон и это наша  высшая ценность цивилизации, без которой мы – дикари. Но в тоже время также отчетливо понимаешь, что герой поступил как идиот, и теперь не нужен ни друзьям, ни девушке, ни коллегам по работе, ни даже своему дурацкому Закону. Нельзя найти правильный ответ, задавая неправильные вопросы. Выхода нет. "Песчинка или камень тонут одинаково", -  вот что конкретно имеется тут в виду.

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments