“-Утро, Том, просыпайся.
-Я не сплю.
-А глаза закрыты.
-Кому ты веришь: мне или моим глазам?”
События ленты Джоела Коэна “Перевал Миллера” разворачиваются в 1929 году: эпоху “сухого закона”, Великой депрессии, элегантных шляп и нечистых на руку бутлегеров: собственно говоря, упомянутый в заглавии географический пункт и есть их последнее пристанище, если вдруг жажда наживы заводит их слишком далеко.
Небольшой городок на краю войны двух преступных кланов: глава итальянского-жестокий несуразный толстячок Джованни Гаспаро (Джон Полито)- приходит с просьбой к главе ирландского -Лео О’Баннону (Альберт Финни) о выдаче мелкого жулика Берни “Щеголя” Бернбаума (Джон Туртурро), который якобы сдает его ставки.
Сложность в том, что Берни – брат Верны, девушки, в которую Лео влюблен (типичная femme fatale, почему брюнетка, кстати?), поэтому о смерти Щеголя пока что не может быть и речи.
Основным же действующим лицом, впрочем, является Том Рейган (в блестящем исполнении Габриэла Бирна)- “правая рука” Лео, расчетливый немногословный “серый кардинал”, который к тому же (о, ужас!) влюблен в девушку босса.
Пытаясь помочь Лео, Том начинает свою собственную, запутанную и хитроумную игру, сходную с шахматной партией, где в конце концов далеко не все фигуры (как это часто и бывает у”кровавых братьев”) в неприкосновенности останутся на доске.
При создании этой картины большие поклонники “нуара” братья Коэны не скрывали, что вдохновлялись произведениями Дэшила Хэммета (чаще других упоминался “Стеклянный ключ”), но весь фокус как раз и состоит в том, что, так или иначе используя многие клише жанрового кино, фильм Коэнов-абсолютно авторский, что достигается, в первую очередь, той фирменной иронией, что освобождает “Перевал Миллера” от тяжеловесности, присущей как, скажем, стилистически безупречному “The Man Who Wasn’t There”, так и подавляющему большинству гангстерских лент.
Черный юмор и гротескные персонажи делают просмотр этого фильма несомненно увлекательным, даже если вы и не до конца разобрались во всех перипетиях действительно туго закрученной сюжетной интриги.
Однако же “Перевал Миллера” совершенно далек и от насмешки, пародирования жанра, как это случается, например, в “Большом Лебовски”, представляя собой действительно тонкую и остроумную картину с размышлениями о, в конечном счете, относительности и иллюзорности таких категорий, как человеческая гордость, дружба или предательство.
В одном из диалогов Лео О’Баннон случайно обронит:
“Я считал, что друзей всегда нужно любить, а врагов всегда ненавидеть”
“Вовсе нет, Лео. Всегда нужно думать”,- ответит ему Том, глядя своим немигающим взглядом.
Community Info