3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Category:

о, мой босс! ("Самый главный босс" (2006) Фон Триера)



"Самый главный босс" (2006) Фон Триера отход режиссёра от глобальных посланий человечеству. офисная комедия. фактический руководитель фирмы дёргает своих сотрудников за ниточки от лица неведомого самого главного босса. исландец, покупающий фирму, хочет увидеть этого босса при подписании контракта. для изображения босса нанимается актёр.

актёр - человек творческий, хорошо входит в роль и начинает защищать облапошенный коллектив, у которого нет никаких прав на сделанное ими изобретение в сфере информационных технологий. коллектив этот, правда, состоит сплошь из эксцентриков и неврастеников. мало того - они одержимы садомазохистскими тенденциями. постоянно жаждут отдаться шефу, признаться ему в любви или набить ему морду.

поэтому, когда фактический руководитель рассказывает им всю правду - они дают ему в нос и с восторгом обступают своего мучителя. вот он настоящий шеф. именно он мучил нас столько лет, доставив столько сладких минут терзаний и сомнений.

"Самый главный босс" рассказывает о ненужности свободы в современном обществе. да и зачем нужно это чувство, когда можно быть как все, жить интригами внутри вдоль и поперёк знакомого коллектива и даже не особо вдаваться в свои профессиональные обязанности. "ты же вроде хотела бороться против корпораций?" - спрашивает актёр свою бывшую подругу, успешного юриста.

интересно сравнить фильм с другой корпоративной комедией - "Песнями со второго этажа" (2000) шведа Роя Андерссона. у Андерссона происходит такое предапокалиптическое время волка. фирма главного героя сгорела в прямом смысле, сын-поэт сошёл с ума, на улицах творится чёрти что. пожилых персонажей ожидает безрадостная старость. они обрюзгли, помрачнели и потеряли свою мещанскую привлекательность, знакомую по карикатурам Бидструпа.

это те самые люди, которые никогда не ходили в кино на Бергмана и Шёстрома, а всю свою унылую жизнь подарили, работая на одном и том же предприятии. и вот в их редкие седые волосы задул жестокий осенний ветер и стали являться призраки.

Андерссон ушёл из кинематографа в рекламу, когда его второй фильм не приняла критика. и вернулся обратно к полному метражу спустя столько лет как Рип Ван Винкль. стиль 70-х законсервирован его фильме - социальные скечти Монти Пайтонов, поп-артовская чертовщина вещей а-ля Клаус Ольденбург и мрачная сатира Линдсея Андерсона вот на что ориентируется режиссёр.

Андерссон показывает угнетающий дух общества, контролируемого стариками - как раз в молодёжном духе 70-х. панорама и общий план превалируют в его фильмах. то есть Андерссон движется от общего к частному.

Фон Триер же в первую очередь исследует характеры. он показывает людей за 30-ть, которые не хотят быть кузнецами своего счастья, а погрязли в психологических разборках. оба фильмы - неутешительный диагноз для общества, забывшего идеалы мая 1968 года. но у Фон Триера всё снято с освежающей иронией и при декларативном естественном освещении.

как мне кажется постмодернистские (или не совсем новые) киноконструкции Андерссона проигрывают фильму Фон Триера именно из-за более глобального подхода. юркая театральная сатира Фон Триера обходит экзистенциальный, оперный по духу опус Андерссона именно за счёт больших нюансов в характерах, ироничных деталей и пропущенной через весь фильм увлекательной, постоянно детонирующей новые повороты сюжета интриги. печатной машинке не сравниться с ноутбуком.

конечно, мне попеняют, что в споре датчан и шведов я подло принял сторону датчан. но, как ни странно, именно Фон Триер камерностью своей сатирической драмы и столкновением характеров на узком офисном пятачке ближе к Бергману. когда два главных героя сидят в кинотеатре и смотрят "Зеркало" Тарковского - мне сначало показалось, что они похожи на Кевина Смита и Дэвида Линча. теперь актёр изображавший самого главного босса больше напоминает мне нервного бергмановского любимца Фон Сюдова.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments