Top.Mail.Ru
? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Сады осенью / Jardins en automne
windupbird
no_stairway wrote in drugoe_kino
 

жанр: трагифарс / лирическая комедия
Режиссёр: Отар Иоселиани
Франция-Италия-Россия, 2006
в ролях: Северен Бланше, Отар Иоселиани, Мишель Пикколи, Паскаль Венсан, Лили Лавина, Дени Ламбер, Муна Ндие, Саломе Бедин-Мхеидзе
117 мин. 






Отар Иоселиани по-прежнему живет в Грузии, хотя и снимает кино во Франции. Его любимые персонажи по-прежнему забулдыги и выпивохи, словом, милейшие люди. Его фильмы по-прежнему нерентабельны - еще одно косвенное подтверждение их культурной значимости.  Во Франции это понимают, но и у них бюджетные субсидии на искусство ограничены и когда денег на съемки не хватает,  режиссер от безысходности обращается к России. Как ни странно,  у агентства культуры и кинематографии  для Иоселиани средства нашлись. И это хорошо. Когда выходит фильм, Иоселиани приезжает на премьерный показ в Москву. В другое время он здесь не появляется - незачем.

Иоселиани прекрасно говорит,  выражается понятно и доходчиво, не разбавляя свои суждения политкорректными высказываниями, гладкими и пустопорожними. Он не путает толерантность с безпринципностью - подмена этих понятий стала бичем нашего времени.  Человек мудрый, он знает то немногое,  что имеет в этой жизни  истинную ценность. Знает и как следует рассказывать об этом в своих фильмах. Они, как и положено притчам, аллегоричны, но в тоже время не далеки от действительности. Лишенные какого-либо морализаторства и излишней назидательности, они не сложны для восприятия. Напротив: ироничное отношение к сущему обладает удивительной способностью прогонять хандру, снимать депрессию, давать надежду на исцеление и выход. Во всем этом Иоселиани знает толк. Будь иначе, не выходили бы зрители с такими просветленными лицами после сеанса. А они выходят.              
                                                                                                  

Венсан - какой-то министр, возможно, сельского хозяйства. День ото дня на службе Отечеству. Медаль корове вручить, бумаги подписать. Но в стране неспокойно, граждане постоянно митингуют. Венсан вынужден уйти в отставку и возвратиться к жизни французского обывателя.  Вкратце весь сюжет, в который, помимо прочего, искусно вплетена и актуальная для сегодняшней Франции тема иммигрантства. Словом,  зритель почувствует дух времени: режиссер в своей притче обеими ногами опирается на землю. Минимум диалогов и склеек, сцены плавно перетекают из одной в другую. Никаких крупных планов. Юмор эстетский, тонкая ирония сквозит буквально в каждом не кадре даже - в наличиствующих в интерьере предметах, вроде развешанных всюду, где оставил свой след Венсан, картин с кабанами.  Неминуемо поддаешься обаянию героев, не можешь не умиляться их чудаковатости,  притягательной способности получать удовольствие от простых вещей: музицирования, распития вина в хорошей компании,  рисования мелками, а то и вовсе  - палки-чесалки - то немногое ценное, что посчитал нужным забрать из своего кабинета в новую жизнь бывший министр .

 
А вот что говорит Иоселиани:

"Это фильм о "функционере" (французское "fonctionnaire"), по-русски, о чиновнике. Чиновники — люди, вступившие в добровольное рабство. Мой фильм о том, как приятно, оказывается, от этого рабства избавиться и стать независимым и свободным". 

"Человек, который выполняет бюрократические функции и наслаждается ими, не живет. Крошка Цахес очаровывал всех своим отвратительным присутствием, а потом выяснилось, что это просто уродец, и больше ничего. Но нормального человека жалко, когда он ведет бессмысленную жизнь. Собственно, в этом и смысл придуманной нами притчи: до какого-то момента человек не жил и вдруг стал жить. Но жизнь заключается вовсе не в сплошных наслаждениях, а в том, чтобы начать себя ощущать дышащим, страдающим и веселящимся человеком". 


Неожиданное применение нашлось актерскому таланту Пикколи: в "Садах Осенью" он исполнил роль матери Венсана. И сделал это прекрасно - самая что ни на есть бабуля с юга Франции.

– Мне нужно было найти даму в современной Франции, обладающую высоким классом, благородными качествами. Их осталось совсем немного. Я хотел пригласить на эту роль Нарду Бланше, которую и прежде снимал, но она вдруг заболела. Если нет под рукой рыбы, то и креветка сойдет. Я не думаю, что Пикколи играет лучше, чем Нарда. Но во всяком случае у него есть статус и стиль. Я совсем не разделяю восторгов прессы: ах, как замечательно он сыграл даму. Актер надел маску, как и полагается. Когда мы его первый раз сфотографировали в парике, Мишель воскликнул: "Боже мой! Как я похож на мою маму!" Я не вижу ничего экстраординарного в его перевоплощении. 


Обходясь минимумом склеек и крупных планов, делая сцены достаточно продолжительными, а диалоги - немногослоными, режиссеру удается  достичь почти осязаемого эффекта присутствия на улицах Парижа. У зрителя возникает ощущение абсолютной достоверности происходящего, он словно оказывается среди жителей города, получая возможность наблюдения за их каждодневной жизнью. 



  Фильмы Иоселиани уникальны. Разливаясь теплом по телу, словно крепкий пуэр,  они согревают  душу, оставляя ощущение приятного послевкусия, . "Сады Осенью", это доброе, гуманистическое кино с абсолютно правильным посылом.

 Иоселиани о работе над фильмом



promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
(Deleted comment)
не знаю, мне ближе аналогия с неспешным смакованием вина или горького шоколода, впрочем, это частности, в отношении главного мы с вами сходимся во мнении :)

(Deleted comment)
+1. По-морему перепутано: Иоселиани, вроде как, живёт во Франции, но снимает кое-что в Грузии

грошь цена рецензии, в которой допускаются столь грубые фактические ошибки. вероятно, вас расстроит мой ответ, потому что он не оставит места фантазиям и домыслам: за этим предложением стоит вообще прямая речь, и цитата выглядит следующим образом: "Я живу в Грузии, а снимаю во Франции, потому что кинематограф в Грузии исчез начисто - его закрыли, распродали. Государство кино не интересует, хотя это единственный способ рассказать о том, что происходит сейчас в стране".(риа-новости, октябрь 2006)

у меня нет оснований не верить режиссеру в данном вопросе :)

А! Тогда всё ясно, сам напутал. Или раньше так было, он ведь во Франции долго жил?

а разве это важно? :) я не могу похвастать доскональным знанием биографии Иоселиани. возможно, и был довольно продолжительный период вынужденного жития. как бы там ни было, это в прошлом.

Очень хорошая, несуетливая рецензия, спасибо.

и вам спасибо за отклик :)

Или вот живущий во Франции режиссер Отар Иоселиани - о чем его фильмы? Последний он сейчас в Москве демонстрирует. А мне всё кажется, что это бесконечная беседа в яблоневом саду с женщиной, чья красота увядает, но остается очарование и правда. Человеческие чувства прорываются сквозь душевный покой, люди становятся человеками, женщины - богинями. И все улыбаются, потому что весело и не кончается вино. И нет веселья, когда чуточку не грустно - хоть и в той же N... Картинки осени. И это должно быть в каждом моменте жизни. Ежеминутно. Тогда - это жизнь.

Хорошая рецензия. Являюсь давним поклонником грузинского кино и Иоселиани в частности. Лучшим его фильмом считаю "Да будет свет". Как он там это всё снял для меня до сих пор загадка (и пусть загадкой остаётся):)

Насчёт места проживания. С 1982 по 2006 Иоселиани жил и работал во Франции. С 2006 вернулся жить в Грузии. Но это такскать - не суть.


  • 1