Алексей Исаев (jim_dylan) wrote in drugoe_kino,
Алексей Исаев
jim_dylan
drugoe_kino

Categories:

Догвилль

В связи с возникшим разговором о фильме Ларса фон Триера «Догвилль», решил поместить свою старую рецензию на этот фильм, поскольку для комментария к предыдцщему посту об этом фильме она явно великовата :) Так что, прошу не бить сильно за столь частое упоминание одного фильма в течение дня :) Возможно, что данная рецензия будет кому-то интересна, а поэтому и еще одно упоминание не напрасно. В конце концов, это фильм, о котором стоит говорить.

Тайна великого инквизитора,
или Одиннадцатая заповедь по Триеру

Реакция американского общества на фильм Ларса фон Триера «Догвилль» поразительна. Не считая себя высокомерным, оно выказывает именно это качество, когда пытается слепо защитить себя от якобы нападок режиссера, не сознавая что, тем самым, выносит себе приговор в виновности и доказывает справедливость якобы обвинений. Но самое поразительное в том, что перенеси режиссер место действия из этой страны в любую другую, и американцы носили бы его на руках.

Можно, конечно, рассматривать «Догвилль» и как очередную провокацию Триера, направленную против Америки. Но в первую очередь это психологическая драма, лишенная временных рамок. И Великая Американская Депрессия 30-х годов, на фоне которой происходят события фильма, по сути, является аналогом Великого Безумия современного нам мира. Это эпоха язычества, эпоха инквизиции, где общечеловеческим (или христианским) заповедям уготована незавидная участь – их превращают в пса, сажают на цепь и называют Моисеем. Таков приговор Триера, который влечет за собой пламя костра. И если инквизиция сжигала таким образом за отступничество от догмата веры, то Триер сжигает целый город за отступничество от догмата человечности.

Этот фильм условен и реален одновременно. Рассказчик, чей голос звучит за кадром, знакомит нас с Догвиллем и его обитателями. В скором времени в этом затерянном у подножия Скалистых гор месте, спасаясь от преследования гангстеров, появляется «прекрасная беглянка» Грейс (Николь Кидман). На том, что происходит с ней дальше и как меняется к ней отношение жителей города и основана сюжетная канва фильма, состоящего из девяти глав с прологом.

«Догвилль» снят по законам телетеатра. Все действие фильма происходит в театрально-условном, замкнутом пространстве-сцене. Дома здесь лишь контурно очерчены мелом на полу, заброшенная шахта выстроена из деревянных прямоугольных скоб, яблоневый сад обозначен единственным деревом, а часть скалы представляет собой горы. Эта театральная условность пространства призвана лишь определить место и форму, основой же становятся отношения персонажей и внутренние мотивы их поступков. Для Триера важно не только событие, но и человеческая реакция на него, психологическая оценка ситуации, сыгранная актерами «крупным планом» посредством мимики, паузы, интонации.

Именно поэтому режиссер пригласил для участия в фильме преимущественно театральных актеров, которые, в силу особенности профессии, «привыкли» играть не «на камеру», а «на партнера». Этой задаче подчинена и работа оператора (Энтони Дод Мэнтл), камера которого лишена статичности; она словно «следит» за актерами, улавливая самые незначительные нюансы их тонкой и великолепной игры. В этом отношении удивительно непринужденно смотрится в роли Грейс Николь Кидман. В таком созвездии драматических актеров, как Харриет Андерсон, Лорен Бакалл, Стеллан Скарсгорд, Бен Гадзара, она не выглядит бесцветной голливудской куклой. Ее героиня предстает застенчивой, доверчивой и терпеливой девушкой, которая пытается начать новую жизнь. Ее Грейс – само человеколюбие и доброта. Но ни «ангельские» качества, ни изодранное богатое платье, которое она сменила на невзрачную простую одежду горожанки, не уравнивают ее с жителями города, привыкшими существовать в отраженном свете реальности и не желающими признаться из-за своего высокомерия в том, что они слепы. В итоге ей приходится терпеть их домогательства и издевательства из-за страха возвращения к прошлой жизни, от которой она сбежала.

И здесь Догвилль предстает не только как тупик местности, но и как тупик человеческих отношений, где закон сменяется беззаконием, возведенным все в тот же закон. Такая безнаказанная вседозволенность и рождает «монстров» подобных Тому Эдисону младшему (Пол Беттани). Проповедник добра, мечтающий о карьере писателя, выступает как носитель самого корыстного зла, зла с «человеческим лицом». Он занят решением вопроса: «Способны ли жители Догвилля принять то, что дает им судьба?» И появление в городе Грейс как раз может дать ответ на этот «проклятый вопрос». Но в дальнейшем эта игра заходит слишком далеко. Зло, которое причиняет Том, таится глубоко в недрах его души, похожей на заброшенную шахту – ту самую, где все время прячется от полиции и от гангстеров Грейс и на которой по латыни написано: «Сказано – сделано».

Это суммирующая заповедь Догвилля, отменяющая предыдущие десять. И существует она, как константа, как закон этого мира, как заповедь сильнейшей власти (уже не важно большинства или одного человека). Власти, которая развращает до подлости и власти, которая уничтожает от мести и высокомерия, возведенного в человеколюбие.

Финальная сцена бойни и сожжения города – это избавление человечества от нелюбви друг к другу, от тупика потребительского отношения к человеку. В противном случае, это ведет к изнасилованию личности во имя Высшей Заповеди или Высшего Закона, живя по которому, человек начинает чувствовать себя богом. Но характерная черта человеческого общежития состоит в том, что всегда найдется другой бог, который сильнее, и тогда смерть неизбежна – как наказание за содеянное. И даже Высшая (одиннадцатая) Заповедь не сможет помочь избежать его и привести к обретению потерянного рая, потому что она ведет к еще большему грехопадению – в конечном итоге к Апокалипсису.

(с) Алексей Исаев, 2003
(p) Театральный Петербург, 2003
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments