Георгий Квантришвили (q_iber) wrote in drugoe_kino,
Георгий Квантришвили
q_iber
drugoe_kino

Categories:

"Оно", режиссёр Сергей Овчаров, 1989 год

 

В древние времена пророчество считалось уделом гениев. Сотворить что-либо художественное может и простой смертный. Для того, чтобы предсказать будущее – надо быть на короткой ноге с богами. Во всяком случае, иметь какой-то доступ к тем горним мирам, которые творят судьбы мира дольнего.


Восемнадцать лет назад режиссёр Сергей Овчаров закончил фильм, который кажется снятым сегодня утром. События последних лет показаны в нём с таким ехидством, что не удивлюсь, если "Российская Газета" однажды внесёт эту картину в число запрещённых, а обладателей её копий будут ловить и судить.


Один из тех случаев, когда актуальность появляется постфактум: в 89-м году зрителям казалось, что фильм снят о прошлом. Оказалось – о будущем.


К тому моменту, как Овчаров снял "Оно", он уже был известен своими странными экранизациями. Литературные источники для экранизаций он выбирал не менее странные – Шишкова, Лескова… наступила очередь Салтыкова. Все эти авторы писали густым сказовым языком. Переложить их речевую эквилибристику на экран кроме Овчарова, наверное, не удалось бы никому. Да и не пришло бы в голову.


Для экранного аналога эксцентрики речевой Овчаров использовал эксцентрику киношную. В его фильмах речевые идиомы прочитываются буквально: его герои на самом деле закидывают врагов шапками, хлебают лаптем щи и т.п., никаких "кавычек". Своего рода народный сюрреализм по типу известных нескладух: "По реке плывёт кирпич. Ну и пусть себе плывёт Красной Армии боец". Первый фильм Овчарова так и назывался – "Нескладуха". Юмор такого типа с большим трудом "конвертируется", львиная доля овчаровских приколов до инокультурного зрителя просто "не доходит".


Кинематограф Овчарова при всей его стёбности и искромётности не назовёшь лёгким. Слишком изобретательно и густо. С другой стороны, он потенциально понятен любому отечественному зрителю. В нём нет интеллигентского умничанья и намёков на культурные артефакты, известные лишь узкому кругу посвящённых. Наверное, как раз по этой причине режиссёр не стал культовым, подобно Сокурову или Кайдановскому (Сокурова (раннего) и Кайдановского очень ценю. Фраза не о них, а о публике). Для культовости нужна неразгаданная тайна.


Такая неразгаданная тайна появилась в фильме "Оно". Дело в том, что литературным… источником?.. детонатором послужила "История одного города" – сатирический жесткач бывшего вице-губернатора романовской России Николая Евграфовича Щедрина (Салтыкова) на эту самую романовскую Россию. Щедрин разил пером то, что ненавидел с детства  и с чем был повязан кровью – его матушка была известной садисткой, она запарывала крепостных рабов насмерть.


В главном Овчаров не мудрил, эзопов язык Щедрина в 89-м году можно было расшифровать. Благо, что цензура в России на короткое время была фактически отменена. Щедрин писал сатиру о городе,  имея в виду Россию. Овчаров с начала и до конца не скрывает, что экранный "город" – не более, чем метафора всей страны.


Щедрин был современником и, в некоторой степени, единомышленником Бакунина, считавшего, что государство – явление русскому народу чуждое: и появилось оно тут позднее, чем у иных, да к тому ж со стороны (варягов пригласили); и люди государевы народом не воспринимаются как свои единоплеменники, немчура (жиды); и государственные институции у нас выглядят пародиями с заморских образцов; и творчество государственное неизбежно вырождается в нелепые карикатуры. (Забавно, но в этом вопросе с Бакуниным был солидарен… Гитлер). Овчаров тоже, кажется, не чужд анархизма (или фашизма :-)?). Во всяком случае, критика абсолютно всех исторических эпох России в его фильме настолько сокрушительна, что патриота-государственника фильм гарантированно доведёт до инфаркта.


В советских школах учителя литературы учили, что Салтыков-Щедрин писал сатиры на монархическую Россию, т.е. его сатиры целиком принадлежат прошлому. Ага. Овчаров вдребезги разбивает эту успокоительную легенду. Сюжеты правлений градоначальников прозрачно рифмуются им с реальными историческими событиями. И, не затормаживая на временах Щедрина или Революции 1917 года, несутся всё дальше и дальше, проскакивая даже те времена, когда фильм снимался – в будущее. А овчаровские градоначальники прямо копируют повадки конкретных правителей. Чего стоит герой Ролана Быкова, на несколько секунд подставляющий плечо под бревно (надеюсь, знаменитый снимок "Ленин на субботнике" ещё не позабыт?). Или чавкающий герой Олега Табакова (над речевым дефектом омаразмевшего Леонида Ильича не глумился только ленивый).


Ближе к концу фильма ловишь себя на мысли: "Что за чёрт! Всякие "идущие вместе" ("нашисты", дугинские "опричники", "местные" и т.п. "путинюгенд") появились уже в последние годы, а фильм снят в 1989-м. Да нет, вот же они – на экране! А вот единороссы, этих уж точно ни с кем не перепутаешь. Режиссёр что, с супругами (тогда ещё) Глоба консультировался? Или с Джуной? Или… каким оракулам тогда страна поклонялась… Кашпировский? Чумак? ".

 

Самое поразительное, это то, что Овчаров снял… Путина (!). Внешность, мимика, жесты, стиль общения…  Овчаров тоже ленинградец, не исключаю, что они могли пересекаться. Но выбрать из тысяч в качестве прототипа именно этого – и завершить им фильм… под тревожную музыку гениального Курёхина… Мистика какая-то.

 

ЗЫ. Тем, кто начнёт обвинять режиссёра в том, что он всё изгадил и ничего хорошего не показал, возражу – в этом фильме есть положительный герой. Его… играет? … живёт на экране Саша Чернецкий. Вот что он поёт в сытую харю "специалиста по молодёжной политике":

……………..

Милиция продается, любовь покупается,

Плакаты  на улицах не греют от холода,

В приторной роскоши элита купается,

А ты в городах худеешь от голода.

 

Взятки в больницах, в комсомоле - ублюдки,

Травля поэтов, индустриальная мафия,

Фашисты из Люберец и проститутки,

Неужели уже это твоя эпитафия?

…………….

А мы не снимали солдатских шинелей,

И ты нас ждала, как жена иль подруга,

Но перед Гитлером не став на колени,

Сейчас умираешь от деградации духа.

….

Россия! Ты ли это?

Россия! Где твоя вера?

Россия! Ты ли это?

Неужели грозит тебе высшая мера?

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments