wild-boris (wild_boris) wrote in drugoe_kino,
wild-boris
wild_boris
drugoe_kino

Не брат ты мне, Темуджин:)

"Незаурядность Темуджина открылась слишком рано, а это ничего, кроме неприятностей, не приносит."
Л. Гумилев. Древняя Русь и Великая Степь


О фильме:

Режиссер - Сергей Бодров-старший
В ролях: Таданобу Асано (Темуджин), Однам Одсурэн (Темуджин в детстве), Хулан Чулуун (Борте), Басан (Есугей), Алия (Оэлун

Эпический блокбастер о великом правителе и полководце Темуджине, более известном как Чингисхан. "Не презирай слабого детеныша - он может оказаться сыном тигра", - говорит монгольская пословица. Мальчик Темуджин стал повелителем мира, пройдя через голод, унижения, рабство. На него охотились, его предавали. Он превозмог все, его силы и ум казались сверхчеловеческими. Их поддерживала любовь Борте, первой и любимой жены Чингисхана, которую у него никто не смог отнять. Это история человека, ставшая легендой. Бюджет картины - 15 миллионов евро.



В современном мировом кино на исторические темы и с большим бюджетом проявляются две полярные тенденции. Первая - это откровенная лабуда для подростков, типа "Трои" или "300 спартанцев". Вторая - это серьезная историческая реконструкция, "брендом" которой заслуженно является Мел Гибсон. Можно еще вспомнить Питера Уэйра, с его "Хозяином морей". В этом случае бюджет служит украшению определенных авторских концепций, и возможности соединить зрелищность и назидательность. Бюджет Монгола , без сомнения, был освоен именно этим способом. Сергей Бодров-старший без всяких экивоков встал под знамена Гибсона, причем он и в интервью об этом говорил, и подтвердил делом. Неоценимая помощь западных братков, культурный режиссер, любящий историю и своих персонажей, знаменитый Таданобу Асано в главной роли - и перед нами замечательная работа, 110 минут потрясающего погружения в историю Великой Степи. Но надежда на появление нового шедевра, равного "Войне и мире", все-таки не оправдалась. Для того, чтобы понять, почему так произошло, имеет смысл сравнить Бодрова и Гибсона, тем более, что режиссер сам давал для этого повод в различных интервью.

Задачи Гибсона были относительно просты. В "Страстях.." надо было воспроизвести драматургически совершенный евангельский текст с точки зрения доброго католика. В "Апокалипсисе" вымышленный персонаж мог вообще делать все, что угодно.

Без сомнения, задача у Бодрова была сложнее, чем у Гибсона. Кинобиография - это не биография книжная. Тут нужна характерная черта, нужен ведущий мотив, который бы увязывался с известными фактами. Воспроизвести красоты степи, толково снять батальные сцены, подобрать гениальный саундтрек, состоящий из монгольской народной музыки, составляющий, вместе с оригинальной монгольской речью, львиную долю потрясающей атмосферы фильма - это, к сожалению, далеко не все. Как мудро заметила в своей рецензии С. Степнова - "у сценария, и у фильма "Монгол" есть только один, но очень серьезный недостаток - полное отсутствие главного героя." Интеллигентный самурай Таданобу Асано, запомнившийся нам по "Табу" и "Затоичи", выглядит в роли великого полководца и государственного деятеля довольно странно. И дело не в том, что он плохо играет. Он играет не монгольского вождя, а одинокого самурая, по уши влюбленного в красавицу жену, роль которой потрясающе исполнила Хулан Чулуун.

Бодров выстраивал сценарий по гумилевской концепции, во всяком случае, сам об этом говорил. Однако из всего Гумилева я нашел только одну примету - общую идею о том, что средневековые кочевники ничуть не хуже, чем средневековые европейцы, или славяне, а в чем-то и лучше. Например, монгольская идея о неприкосновенности послов, возведенная Чингис Ханом* в "Ясе" в ранг закона, ни европейцами, ни славянами особо не соблюдалась. Писатель 20 века Ян, в своей знаменитой трилогии, вообще пишет об убийстве монгольских послов киевлянами чуть ли не с гордостью. Но от остальной гумилевской концепции не осталось и следа. Где пассионарии, которых сами монголы называли "людьми длинной воли"? Как Темуджин вообще стал вождем? Этого в фильме мы не найдем. Маленький Темуджин, проданный в рабство, с колодкой на шее, проваливается под лед, а затем нам говорят, что "Светлое Небо помогло мне спастись" и вот, он уже взрослый. Потом так же, без всяких пояснений, он становится вождем большого клана.

Думается, дело в том, что Бодров, решая сложную проблему драматургии биографического фильма, пошел по самому простому пути - сделал основой любовную историю. Поэтому-то Джамуха, в прекрасном исполнении Сун Хон Лея, выглядит вождем в гораздо большей степени, чем тусующийся по степи с прекрасной женой симпатяга Темуджин. И только в конце, когда происходит битва за власть над Степью, Темуджин становится похожим на настоящего вождя. Но из развития характера этого, увы, не следует.

В "Монголе" Бодров-старший цитирует своего погибшего сына. Эту фразу Джамуха говорит Темуджину. Но, если бы настоящий Чингис Хан встретил своего киношного двойника, он, наверное, сказал бы тоже самое. "Не брат ты мне..." А может быть и не сказал бы. Посидел бы у костра, посмотрел бы на невероятной красоты закат, выпил бы кумысу, спел вместе с воинами и повалился спать к брату Джамухе, перепутав его спьяну с женой. Чтобы утром оседлать коней и снова двинуться в бескрайнюю Степь.


ПС. "Монгол" появился в Осле (eDoonkey)
СКАЧАТЬ 1402 мб
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments