Роман Полански, будучи убежденным космополитом, оставил яркий след во многих национальных кинематографах. Без «Китайского квартала» и дитяти впечатлительной Роузмари не обходится ни один рейтинг Великих Американских Фильмов. Но если Америка и Франция и без Полански вполне бы справились с собственным кинопроизводством, пану Роману удалось изрядно оживить двумя картинами и без того небедное на таланты английское кино 60-х.
Поговорим о «Тупике» - картине не настолько распространенной среди торговцев дисками, как «Отвращение».
«Тупик», который чешутся руки классифицировать по разряду черных комедий, производит впечатление легкого, даже легковесного фильма – несмотря на то, что в основе его лежит драматическая коллизия с захватом заложников (а еще глубже спрятана любовная трагедия, которая движет действиями главного героя). Сюжет, в котором переплетаются излюбленные темы Поланского – насилие, секс и поведение человека в экстремальной ситуации, приправленные «фирменным» черным юмором, разворачивается в нарочито театральном, герметичном пространстве с неотъемлемым единством места и времени и ограниченным набором героев.
Легкость картины подчеркивается также играми режиссера со зрителем: герои меняются ролями, комедийный жанр плавно сменяется драмой, фарс оборачивается кровавой трагедией. Ну, и бесподобные образы жлобов, весьма достоверно выведенные режиссером практически во всех его главных картинах. Надо полагать, тяжелое наследие детства и юности, проведенной в Польше (Полански, вообще-то, родился во Франции).
По формальным признакам – артхауз, типичная малобюджетка, шутка гения. Если вас тошнит от героев или коллизии, наслаждайтесь изящным мастерством, с которым Полански обыгрывает каждую присутствующую в кадре деталь. (Кстати, очки, упавшие с носа незадачливого грабителя, всплывут в «Китайском квартале».)
Наконец, «Тупик» предоставляет эксклюзивную возможность лицезреть актрису Франсуаз Дорлеак (сестру Катрин Денев), которая погибла в автокатастрофе 25 лет от роду и успела сняться всего в 16 картинах, включая «Человека из Рио» - один из наиболее любимых советскими зрителями фильмов с участие Бельмондо.
Если говорить о личных впечатлениях, то я был в восторге. Хуже, что белых пятен в фильмографии Полански для меня почти не осталось.
Community Info